Общество
4061

Пестрая родина динозавров

Благодаря соглашению между правительствами Бурятии и Внутренней Монголии нам удалось открыть для себя другой Китай

Привыкшим к утомительным поездкам в Маньчжурию поездка в Хух-Хото через Эрлянь покажется комфортным отдыхом. И на это есть ряд уважительных причин, если вы прислушаетесь к нашим советам

В приграничный город Эрлянь поезд Москва—Пекин прибывает уже ночью.

 Стоит недолго, поэтому соберите вещи заранее. Эрлянь — китаезированное название Эрэн-Хото — пестрый город. Старожилы говорят, что еще в недавнем прошлом здесь была небольшая приграничная станция. Сейчас это город с населением больше 100 тысяч человек.

По китайским меркам, почти село. Но через этот небольшой пограничный автомобильный и железнодорожный переход «Замын-Уд — Эрлянь» проходит до 4 млн. тонн грузов в год, 36 тысяч пассажиров, а доход от таможенных операций достигает 11 млн. долларов.

Эрлянь занимает третье место в Китае по количеству пропускаемого российского леса и буквально на глазах превращается в крупнейшую в северном Китае базу обработки экспортной и импортной продукции. Как свободная зона Эрлянь привлекает льготами предпринимателей со всех концов страны. В небольшом по территории и населению Эрляне работают три крупных лесоперерабатывающих завода.

 Именно через Эрлянь на российский и монгольский рынки поступают китайские машины и трактора.

— Когда сравниваешь Эрлянь и наш печально известный переход «Кяхта — Алтан-Булаг», хочется впасть в депрессию, — мрачно пошутил коллега во время прогулки по Эрляню.

Можно сказать, что Эрлянь похож на Маньчжурию, но, по нашим ощущениям, лучше. В Эрляне тоже многие вывески на монгольской кириллице, как в Маньчжурии на русском. Но наши земляки еще не успели наполнить Эрлянь неистребимым хамством, за которое так не любят россиян за границей.

Разница в алфавите

Пожалуй, только в Эрляне можно почувствовать, как повлияло нахождение монгольских народов в трех разных странах. Китайские монголы пишут и читают на старомонгольской вязи, но специально для гостей из Внешней Монголии большая часть вывесок написана на знакомой нам кириллице. Правда, понять, гостиница это или магазин, может только человек, знающий бурятский язык.

— А ведь старомонгольская письменность вязью гораздо ближе к литературному бурятскому языку, — огорченно вздыхает телеведущий Даши-Доржо Болотов. — Утрата этой письменности привела и к утрате части лексики. Об этом еще знаменитый ученый Бямбын Ринчен писал.

Возможно, когда Эрлянь станет для россиян «новой Маньчжурией», здесь появятся и вывески на русском языке. А пока для жителей Бурятии преимущество Эрляня не только в длине пути. Получается, что за одно путешествие можно посетить сразу две Монголии.

К тому же в торговых центрах и на рынках можно услышать монгольскую речь. Если вы затрудняетесь, то продавец-китаец мигом позовет вам коллегу с монгольским языком. Мелочь, а приятно.

Кстати, с удивлением мы обнаружили, что часто язык китайских монголов понять легче, чем наших ближайших соседей. Но больше всего приятно удивило, что Эрлянь делает ставку не только на торговцев и шопоголиков. Сюда с удовольствием поедут родители с детьми, чтобы показать целую долину динозавров.

Древние жители Эрляня

Когда-то в меловой период район вокруг Эрляня был раем… для динозавров. Первобытно-дремучие леса, обилие озер способствовали их размножению. Динозавры бродили по этой земле, оставив после себя целые залежи останков и яиц.

Через 70 млн. лет эрляньцы восстановили по косточкам внешний вид каждого динозавра. И даже отлили их в металле в натуральную величину и расставили в тех местах, где находили останки. Теперь эта огромная долина динозавров тянется несколько километров вдоль трассы, ведущей в столицу Внутренней Монголии. От них трудно оторвать взгляд и отделаться от мысли, что все эти 48 динозавров живые. Просто они на миг застыли от удивления, увидев нашу машину.

— Залежи их останков были не только многочисленны, но и буквально выпирали из-под земли. Поэтому наш город считается одним из районов в Азии, где впервые обнаружены останки древних динозавров и их яйца. Не зря Эрлянь носит неофициальное название — родина динозавров, — рассказывает руководитель пресс-службы Эрляня господин Фан.

По его словам, в районе Эрляня прошли шесть крупных экспедиций палеонтологов, среди которых были и российские ученые. Они обнаружили почти 10 видов динозавров. Не зря теперь у въезда в Эрлянь всех встречают два гигантских динозавра. Склонив шеи, они образуют своеобразную арку. Считается, что эти крупнейшие в мире скульптуры динозавров не прихоть художников.

Это копии в натуральную величину второго крупнейшего по величине из ныне обнаруженных в мире динозавров — ваньлун. Он достигал 19 метров в длину и 34 метров в ширину. Два таких гиганта образуют пролет в 80 метров.

Кладбище сюрпризов

Нетрудно догадаться, что и в самом Эрляне и парк, и площадь посвящены динозаврам и другим древнейшим животным. Музей Эрляня сделал бы честь любой столице, но все же туристы все равно стремятся воочию увидеть крупнейшее на сегодня по площади в Азии «кладбище» динозавров.

 Это целый заповедник в 20 км от Эрляня. Именно здесь в 1999 году китайские ученые раскопали останки динозавра нового вида и дали ему имя «Внутренняя Монголия». А недавно там обнаружен и вовсе птицединозавр. Сколько еще таких открытий-сюпризов ожидает ученых, не знает никто. Поэтому в долине Эрлянь-Хото мэрия строит огромный геологический парк динозавров. На охрану этой земли и строительство туристической инфраструктуры выделяются миллионы юаней.

Но все впечатления от поездки могут испортить песчаные бури. В этом районе они не редкость. Дело в том, что пустыни занимают более 35 процентов территории Внутренней Монголии. Их пески — источники песчаных бурь, часто доходящих до самого Пекина. В одну из них мы и попали.

Защитный пояс

Зрелище можно было бы назвать жутким, если бы можно было разглядеть что-либо в пяти метрах. Наш автобус раскачивало, водитель то и дело сигналил, предупреждая встречные и обгоняющие машины. Страха добавили виды перевернутых грузовых машин.

Из бесед с местными жителями выяснили, что государство еще в 2000 году начало реализацию комплексной программы по борьбе с опустыниванием земель. Не предпринимать усилий становилось опаснее с каждым годом, скорость наступления песчаной пустыни на Пекин составляла три километра в год.

На реализацию программы по борьбе с опустыниванием государство только за семь лет затратило 580 млн. долларов. Деньги идут на интенсивные лесопосадки и высев трав на пустынных землях. Предполагается, что деревья будут высажены почти на пяти миллионах гектаров.

— Есть запрет на выпас скота на озелененных территориях, особенно коз. Оказывается, строение их копыт пагубно влияет на травяной покров, — рассказывает чиновник местной администрации Сяо Юнь, — также средства идут на развитие ирригации.

Более того, местных жителей материально стимулируют сдавать под лесопосадки свои земли. Благодаря этому доходы крестьян выросли более чем в два раза. Например, в уезде Долунь за каждый му земли (0,15 гектара), сданный под лесопосадки, ежегодно государство выплачивает владельцам земель по 160 юаней (около $20).

Такими темпами, можно надеяться, Внутренняя Монголия превратится в настоящий зеленый защитный барьер от песчаных бурь. О том, чем поразила нас столица Внутренней Монголии, в следующем номере.

Эрлянь — Улан-Удэ.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях