С того дня, когда бурятская энергосбытовая компания с юридическим адресом в Москве заглянула в карманы местных предпринимателей, содержащих гостевые дома у Байкала, финансовая деятельность ОАО “Бурятэнергосбыт” привлекла к себе внимание экспертов
Напомним, что эта посредническая структура, живущая на перепродаже электроэнергии, уведомила владельцев гостевых домиков, что с 25 мая все они будут оплачивать электроэнергию по коммерческому тарифу — то есть по 4 рубля 60 копеек за кВт/ч, а не 2 рубля 31 копейку, как это было раньше.
Предприниматели пожаловались президенту (кому же еще?), обратившись к главе региона с открытым письмом. Вячеслав Наговицын отреагировал. Выступая на пресс-конференции, он заявил, что уже дал поручение своему правительству “рассмотреть возможность не одноразового, а плавного повышения тарифов на поставку электроэнергии для мини-турбаз и гостевых домов на Байкале”.
То есть ничего обнадеживающего. Тот же бантик, только вид сбоку.
Хотя с ОАО “Бурятэнергосбыт”, находящимся в собственности у крупных московских бизнесменов, можно было бы жестче. Например, раскритиковать за некорректный расчет так называемой средневзвешенной нерегулируемой цены продажи электроэнергии потребителям, что приводит к росту тарифов.
Или за маниакальное (систематически, из года в год) занижение объемов полезного отпуска электроэнергии против фактического его потребления Бурятией, что также провоцирует рост стоимости электроэнергии для конечного потребителя.
Дело, конечно, не в гостевых домиках: удорожание цены даже на 0,1 копейки больно бьет по всем потребителям — и по простым гражданам, и по предпринимателям. Не говоря уже об экономике региона, стремительно теряющей конкурентные преимущества.
Потерянный миллион
По мнению экспертов “МК”, ОАО “Бурятэнергосбыт” весьма некорректно подходит к расчету средневзвешенной нерегулируемой цены электроэнергии, приобретаемой им на оптовом рынке. Поясним. К примеру, в 2010 году плановый полезный отпуск электроэнергии для всей Бурятии был установлен (рассчитан) в сумме около 3100 тысяч кВт/ч электроэнергии. Поскольку при транспортировке электроэнергии к потребителю потери неизбежны, то к плановому полезному отпуску добавляется еще какое-то количество кВт/ч — для компенсации этих самых потерь. В Бурятии эта сумма в 2010 году составляла порядка 1 миллиона кВт/ч, реально отражающего и степень износа электросетевого хозяйства, и масштабы воровства электричества местным населением.
Так вот, чтобы стоимость электроэнергии была рассчитана корректно, “Бурятэнергосбыт” должен был учесть и пресловутый миллион кВт/ч, данный республике для компенсации неизбежных потерь. Но по каким-то своим соображениям “Бурятэнергосбыт” этого не учел. В результате за каждый кВт/ч электроэнергии в 2010 году потребитель платил примерно по 95 вместо 82-х копеек. Простая арифметика!
Казалось бы, какая мелочь — 13 копеек с киловатт-часа? А если сложить, получится порядка 425 миллионов “лишних” рублей из нашего кармана, “заработанных” “Бурятэнергосбытом” на маленькой хитрости. А все потому, что по какой-то причине эта область ценообразования в энергетике оказалась чрезвычайно расплывчатой.
Вот и “Совет рынка” (некоммерческое партнерство по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью) сетует на отсутствие “нормативно закрепленной методики расчета”. Но и он (“Совет рынка”) убежден, что при установлении тарифа все-таки следовало бы учитывать наряду с полезным отпуском и компенсацию потерь, уж коль скоро бремя платы за нее лежит на конечных потребителях. То есть на нас с вами.
Комплекс неполноценности
Но это еще не все. “Бурятэнергосбыт” взял за практику зарабатывать на разнице между фактическим и прогнозным потреблением электроэнергии (правом заявлять полезный отпуск электроэнергии на каждый последующий год наделен гарантирующий поставщик, то есть “Бурятэнергосбыт”). Судите сами.
Будто страдая комплексом неполноценности, руководство “Бурятэнергосбыта” из года в год планирует полезный отпуск электроэнергии в меньшем количестве, чем оно, электричество, в результате нами используется. В 2007 году “Бурятэнергосбыт” заявил 3131 тысячу кВт/ч, а фактически было использовано 3194, в 2008-м запланировано 3211 тысяч кВт/ч, а реально израсходовано 3331. Такая же картина имела место и в 2009, и в 2010 годах: электроэнергии использовалось неизменно больше, чем это прогнозировал мудрый менеджмент сбытовой компании.
Заявка “Бурятэнергосбыта” на полезный отпуск электроэнергии в 2011 году составила 3253 кВт/ч. По мнению специалистов, фактическое потребление электроэнергии окажется выше как минимум на 6 процентов.
К чему эти цифры? К тому, что разница между заявленным и реальным объемом потребления электроэнергии ложится в карман… не наш с вами, а энергосбытовой компании. Это сотни миллионов рублей, получаемых ни за что, за просто так и за непонятно кем назначенную привилегию получать прибыль там, где ее не должно быть как минимум в таких объемах!
Маленькая погрешность в расчетах в 2010 году вылилась в удорожание тарифа на электрическую энергию примерно на 10-11 копеек. В деньгах это еще порядка 400 миллионов рублей в копилку московской фирмы “Бурятэнергосбыт”…
11 этих копеек и еще 13 копеек за “потерянный миллион” в сумме дают почти четверть рубля с каждого киловатт-часа, с которыми мы добровольно расстаемся, поощряя растущие аппетиты посредников. Почти миллиард за просто так!
Кстати, власти об этом прекрасно знают…
Бизнес
3931