Досуг
4102

В Бурятии издали альбом патриарха бурятского искусства

Мы привычно называем Художественный музей Бурятии Сампиловским, не подозревая, какой уникальной была биография Сампилова и какие удивительные по своей красоте произведения создал этот художник. Теперь у жителей и гостей Бурятии появилась возможность увидеть их в новом альбоме знаменитого художника, основоположника бурятского станкового реалистичного искусства Цыренжапа Сампилова

23 октября 1940 года на первой декаде бурят-монгольского искусства в Москве эспонировалось почти 700 произведений живописи, скульптуры, графики и лучших образцов народного творчества. Среди них было более 50 работ Сампилова.

Наиболее известны его картины «Любовь в степи» (1927) и «Арканщик» (1938). Подлинники хранятся в Москве. Они представляли советское искусство в Нью-Йорке, Лондоне, Париже. О таком не мог мечтать бурятский мальчик, родившийся в 1893 году в еравнинском улусе Домно. Маленький батрак не просто пас овец, он вырезал из дерева животных. Когда пальцы коченели от холода, рисовал карандашом. Вынужденный с юности работать то шахтером, то грузчиком на Читинском мыловаренном заводе, Цыренжап мог бы и не стать художником.

— Отец даже попал на тыловые работы в Первую мировую войну, — рассказывает дочь художника Лыкжима Цыренжаповна, — рассказывал, как на вокзале в Минске сумел побороть огромного силача.

Помогла Цыренжапу случайная встреча со скульптором Иннокентием Жуковым из семьи ссыльных каторжан. Первый учитель Сампилова окончил Петербургский университет, а также занимался скульптурой в Париже. Неудивительно, что он привил Сампилову навыки европейской школы. Именно Жуков помог начинающему художнику подготовить свою первую выставку. Там первые работы Сампилова увидел Элбек-Доржи Ринчино, в то время председатель Реввоенсовета МНР.

Талант молодого соплеменника поразил Ринчино, и он выкупил у него несколько картин и помог уехать на учебу в Монголию. Там Сампилов не просто учился, а работал художником политуправления монгольской армии, преподавал рисунок и живопись монгольской молодежи. Вскоре произошла встреча со знаменитым ученым Николаем Рерихом. Рерих нарисовал портрет бурятского художника, подписав на обороте: «Ц. Сампилову в знак признательности».

— Этот портрет выкупил у мамы наш Художественный музей. И когда в Москве узнали, что в Улан-Удэ есть портрет, написанный Рерихом, этому не могли поверить, — говорит Лыкжима Цыренжаповна.

В 1927 — 1930 годах Цыренжап Сампилов учился в Москве, куда переехала и семья его учителя Жукова. И сейчас эти семьи дружат. Сын художника, Базаржап Цыренжапович, тоже жил у Жуковых во время учебы в Москве. С 1930 года Сампилов работал в Улан-Удэ, преподавал в институте культуры. В годы войны как председатель Союза советских художников Бурят-Монгольской АССР побывал на Западном фронте. Особенно он выделял недавно ушедшего из жизни Героя Советского Союза Георгия Москалева.

 Ему нравилось, что фронтовик мечтает стать художником. Именно кисти Сампилова принадлежит широко известный портрет Москалева. Благодарные земляки-еравнинцы не только содержат в райцентре картинную галерею имени Сампилова, но и помогли издать альбом своего знаменитого земляка.

Фото: minkultrb.ru

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях