Новый прибор — тепловизор — наглядно показывает, как уходит тепло в многоквартирных домах
В Бурятии исполнение 261-го Федерального закона об энергоэффективности уже началось, но до сих пор неясно, кто и как будет уничтожать отработанные ртутьсодержащие лампы. Кроме того, большие вопросы вызывает качество новостроек — по результатам проверок именно новые дома теряют больше всего тепла.
В Улан-Удэ уже шла речь о том, как можно собирать энергосберегающие лампочки с населения. По одному из вариантов в электромагазинах будут делать скидку, если покупатель принесет с собой отработанную лампу. Другой вариант — периодически в микрорайонах Улан-Удэ будут дежурить специальные машины и принимать опасные отходы. Если такие меры не ввести, то через пару лет республику ждет экологическая катастрофа.
— Мы ртутью все помойки загадим. А через два-три года будем искать деньги на демеркуризацию всех наших помоек, — справедливо заметил генеральный директор приборостроительного завода Сергей Соляник.
Экономия до 25 процентов
Об энергосбережении говорил и президент Бурятии Вячеслав Наговицын. Он посетил ряд объектов, где отремонтированная система отопления, утепление зданий и счетчики помогли сэкономить на тепле и горячей воде до 25 процентов средств. 24 декабря Вячеслав Наговицын посетил ряд объектов, где функционируют тепловые узлы с современным саморегулируемым оборудованием и теплосчетчиками.
Школа №26 стала одним из примеров с отличной отопительной системой. Еще в 2008 году это образовательное учреждение было самым холодным в городе — температура здесь не поднималась выше 14 градусов. Сегодня в кабинетах воздух прогрет до 22 градусов. Для того чтобы исправить ситуацию, здесь установили три больших элеваторных узла с автоматическим регулированием температуры воды, утеплили наружные швы и заменили окна.
Комплексное утепление здания школы позволило существенно сэкономить на тепле и горячей воде.
— В этом году мы сэкономили 300 гигаколорий — это 55 тысяч рублей. В 2009 году расход по горячей воде был очень высоким, сейчас экономия составила 96 тысяч рублей. И это несмотря на то, что был рост тарифов, — рассказала президенту директор школы Людмила Мункоева.
Тепловизоры есть не везде
В 26-й школе на один элеваторный узел пришлось потратить почти один миллион рублей, и, по подсчетам инженеров, окупится это оборудование уже через два года. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты регулируют температуру в системе в зависимости от наружной температуры воздуха.
— Самое главное здесь — регулировка. Человек никогда не будет ходить и задвижку крутить. Автоматика должна быть, — заметил Вячеслав Наговицын.
Президент также заметил, что только установка теплосчетчика проблему не решит. Необходимо проводить проверку жилого сектора на теплопотери и в зависимости от результатов утеплять дома.
Проверяют дома специальным прибором — тепловизором. Стоит такой прибор 350 тысяч рублей, зато с его помощью можно увидеть все слабые места в доме.
— Надо сначала энергоаудит провести и открыть всем глаза. Почему у нас ни в одном районе города нет тепловизора? Мы теряем там, где не ожидаем. Сейчас понатыкаем тепло- и энергосчетчики и будем говорить: какие мы хорошие! Полгода осталось, а у нас даже не проверены дома на теплопотери, — возмущался Сергей Соляник.