Общество
7882

"Деревянный бренд" Улан-Удэ

Некоторые проблемы, связанные со строительством в историческом центре Улан-Удэ, вызывают беспокойство у архитектурной общественности. Мы предлагаем читателям мнение Владимира Бельгаева, кандидата архитектуры, почетного архитектора России



Статус «исторического поселения России» Улан-Удэ получил еще в 1970 году по постановлению Госстроя СССР

Архитектурных памятников федерального значения в городе всего пять. Основу же так называемого «исторического бренда» составляют его старинные улицы с еще сохранившимися памятниками деревянного зодчества конца ХIХ — начала ХХ века, плюс «фоновая среда», то есть старинные дома, не имеющие особой архитектурной ценности, но образующие вместе с самими памятниками то, что называется единой по характеру и масштабу исторической застройкой. И очень важно по этому поводу напомнить ретивым чиновникам из администрации города, что статус «исторического поселения» означает, что в границах исторического центра должны сохраняться не только отдельные памятники архитектуры, но и улицы в целом. Ни о каком переносе памятников с охраняемых статусом улиц, ни о каком расширении улиц не должно быть речи.

«Деревянный Верхнеудинск» — бренд города

В качестве «лирического отступления» можно представить себе туриста, гуляющего по старому городу. Что его привлекает? Конечно, не новые кварталы и улицы с их «модерновыми» зданиями, повторяющимися во всех городах, не «сталинские» дома и не скульптурные «шедевры» местных Церетели. Туристу приятно по­бродить по немногочисленным старинным улицам, почувствовать атмосферу старого, по выражению Чехова, «премиленького» Верхнеудинска, полюбоваться идеальными по пропорциям, поскольку они строились по «образцовым» проектам, с ажурной резьбой купеческими домами. Это было бы идеально. Но что видит турист сейчас?

Деревянное зодчество — это часто самое ценное, чем обладают старинные сибирские города, и его сохранение, по крайней мере, еще на 100—200 лет — неотложная задача. В Улан-Удэ — Верхнеудинске памятников деревянной архитектуры всего несколько десятков, но в более или менее сохранившемся виде два-три, в том числе единственные отреставрированные — дома Голдобина и Мордовского, не считая перенесенных ранее в Этнографический музей нескольких зданий. Такой перенос был явным нарушением «закона», но в 70—80-е годы с законами мало считались.

Охрана старинных зданий возложена на республиканскую службу охраны памятников архитектуры. Если каменные памятники центру удается сохранять и иногда производить «косметический» ремонт, то «деревяшки» обречены, если администрация города не обратит на них особое внимание, поскольку старый деревянный Верхнеудинск — вот «бренд» города, а не «кони, олени, псевдоарки» и сотни метров тротуаров из цементной плитки, явно не подходящей Улан-Удэ по климату.

Одни нарушения

Итак, чего бы увидел и не увидел турист, который накануне ознакомился бы со случайно попавшимся ему путеводителем по Улан-Удэ 60-х годов.

На площади Революции не оказалось бы дома Лосева, который должен был перенесен и отреставрирован при строительстве «Бинбанка». Не увидел бы турист первый в Верхнеудинске каменный жилой дом Пахолкова, на месте которого теперь стоит новое отделение Сбербанка. Турист удивился бы, что революционный памятник павшим борцам перенесен на бывшую Базарную площадь, а не на место революционных митингов на южной стороне нынешней площади Революции.

На улице Кирова под смехотворным предлогом был сожжен двухэтажный доходный дом с великолепной деревянной резьбой — для строительства «Удинского пассажа», а бывшую улицу Думскую перегородило под видом общественного туалета торговое здание, своей балаганной архитектурой явно противоречащее характеру застройки ул. Ленина, что особенно подчеркивает соседнее здание с атлантами — дом Каппельмана, по ошибке не отнесенное к памятникам архитектуры федерального значения.

В полное отчаяние привел бы туриста вид с улицы Ленина — главной видовой точки — на Одигитриевский собор: ограждение старого собора явно незаконно «переехало» на красную линию улицы Банзарова, а за этим забором, загораживая вид на сам памятник архитектуры и нарушая элементарные правила охранной зоны, построены непонятного стиля часовня, считай, целая церковь, и жилой особняк, очевидно, под названием «сувенирный магазин». Теоретически эти незаконные строения должны быть снесены.

55.jpg

Можно было бы продолжать список таких нарушений. Для маленькой территории исторического центра их явно много. Но самое страшное нарушение, уничтожившее само понятие «характер и масштаб исторической застройки» «премиленького» Верхнеудинска, — это многоэтажные торговые центры на улице Балтахинова, в том числе и «устрашающая» по своей форме наклонная стеклянная башня на углу улиц Балтахинова и Куйбышева.

Не менее удручающее впечатление турист испытал бы, увидев то, что еще остается на улицах города от когда-то великолепных деревянных строений, будь это одноэтажные особняки или двухэтажные доходные дома или дворовые хозяйственные постройки. В центре по охране памятников знают, наверное, меры воздействия на владельцев или арендаторов памятников архитектуры: регулярный и настойчивый мониторинг состояния самого здания и его охранной зоны, предупреждение и предписание в случае нарушений и, наконец, подача иска в суд.

Неприемлемы, согласно Закону «О памятниках архитектуры», уже реальные намерения со стороны администрации города о расширении улицы Смолина, возможных переносах памятников деревянного зодчества. Говорят о переносе их на улицу-музей Линховоина. Но это уже невозможно после сооружения там «модернового» памятника репрессированным: атмосфера старины уже нарушена, тем более что по улице необдуманно устроены асфальтовые проезды с современными бордюрами. Центр охраны не уследил сооружение прямо по красной линии улицы современного коттеджа.

Прецеденты заразительны. Разговоры о переносах старых зданий начались после того, как в 70-е годы при строительстве гостиницы «Бурятия» с бывшей ул. Почтамтской был перевезен в Этнографический музей «дом с мезонином», а в 80-е годы при строительстве уже другой гостиницы — «Гэсэр» — та же участь постигла известный «дом Танских». В общих случаях, конечно, была причина и не было согласования с органами охраны памятников. Как смотрятся городские дома на фоне загородного музея — об этом можно поспорить, а вот то, что старый город лишился частицы своей истории, — это факт.

Что делать

В 2009 году был разработан долгожданный «Проект охранных зон памятников архитектуры г. Улан-Удэ», после утверждения которого появилась возможность сноса незаконных строений у Гостиных рядов, цветочного магазина у театра оперы и балеты, теоретического сноса «новоделов» у Одигитриевского собора. Теоретически возможен и демонтаж верх­них этажей торговых центров по ул. Балтахинова.

Данный «Проект охранных зон» позволяет применить и правила так называемых «видовых точек» согласно «зонам регулирования застройки», а также, правда, уже теоретически объявить незаконными строения на зеленых откосах проспекта Победы согласно другому положению «Проекта» — «зонам охраняемого ландшафта».

Театр оперы и балета — самое замечательное архитектурное сооружение города, и, очевидно, видовыми точками на него является весь город. И тем обиднее, что столь элементарное правило нарушается самими архитекторами. Построенный в недавние годы торговый центр «Сибирь» закрывает вид на театр с проспекта Победы, а строящийся 4-этажный торговый центр на углу улиц Ленина и Советская уничтожает, пожалуй, одну из главных видовых точек — с улицы Ленина, или, как сейчас говорят, с Арбата, точнее, от «колонны с рогом изобилия», где фотографируются туристы — посетители города.

Все, что выше написано, имеет критический смысл, но это не от «брюзжащего» критика — это от беспокойства за допущенные элементарные ошибки. Хотелось бы, чтобы к написанному прислушались в дальнейшем как заказчики проектов, так и проектировщики.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях