медицина
3574

Фельдшеров превращают в аптекарей

Новый закон, разрешающий сельским фельдшерам продавать лекарства, вступил в силу с 1 сентября, но Бурятия приспосабливается к новым условиям с трудом. Почему закон, призванный облегчить жизнь сельчан, вызывает больше вопросов, чем ответов?



— Еще семь лет назад пилюли и капли сельчанам отпускали фельдшеры. Но в 2003 году чиновники ввели новые стандарты реализации лекарственных средств. По ним от фельдшерско-акушерских пунктов потребовали иметь лицензию, специально оборудованное помещение и фармацевта. А что такое амбулатория в селе? Как правило, это маленькое старое деревянное здание, в котором выполнить эти требования практически невозможно. И если с трудом, но можно подобрать «специально оборудованное помещение», то где взять на каждое село фармацевта? Чтобы получить эту профессию, нужно уехать, ибо заочно медицине не учат. Выездная торговля лекарствами тоже оказалась под запретом. Так новые требования к их продаже окончательно добили систему снабжения сел лекарствами. И только когда Медведев возмутился, что «стариков гоняют за аспирином за 200 км», депутаты засуетились и приняли закон только 9 июля 2010 года. Вот только ни сами фельдшеры, ни чиновники точно не знают механизмов его реализации. Пока Минздрав Бурятии направил письма главам муниципальных образований и руководителям сельских больниц с просьбой в кратчайшие сроки определить, в каких учреждениях и в каких селах будут организованы пункты отпуска лекарств. Информация начинает поступать. По предварительным данным, в Бурятии розничная торговля лекарствами планируется в 191 фельдшерском (ФП), фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) и 51 врачебной амбулатории (ВА) и центре (отделении) общей врачебной (семейной) практики (ВОП). Примерная численность медицинских работников — 249 человек.

Выиграли от такого закона, прежде всего, жители сельской глубинки, которым тяжело добираться до ближайшей больницы. Ведь новый закон предполагает, что сельский врач, хорошо знающий всех своих пациентов, сможет иметь под рукой набор необходимых медикаментов — выписал рецепт и тут же продал лекарства. Пока он будет торговать без кассового аппарата и лицензии. Но продлится такая торговля всего один год «переходного периода» — до 31 августа 2011 года.

— Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в нашем случае лицензирующим органом является Министерство здравоохранения Республики Бурятия. Срок рассмотрения заявления — 45 суток. Лицензия выдается сроком на 5 лет, — сообщила нам начальник экспертного отдела Управления Росздравнадзора по РБ Валентина Полхонова.

Невыгодный бизнес

Это в Улан-Удэ выгодно держать свою аптеку, а в село владельцев частных аптек не заманишь никаким калачом. И понять таких бизнесменов можно, ведь сельская аптека изначально убыточна. Пока Минздрав РБ провел переговоры с руководителями фармацевтических организаций о реализации лекарств в отдаленных селах республики. Аптекам предлагается временно использовать передвижные формы работы. Кроме того, предполагается получить дополнительные лицензии на аптечные пункты, расположенные на выделенных площадях (при ФАП, ВОП, ВА), с выездом фармацевта по еженедельному графику работы. Но тут встает вопрос о добровольности выбора поставщиков.

— Фельдшеров как минимум заставят отовариваться в конкретной аптеке, а как максимум — создадут дополнительную структуру, которая будет заниматься отмыванием средств, — считает председатель независимого профсоюза провизоров России Александр Вандышев. — Поэтому, на мой взгляд, существенного эффекта эта мера не даст.

Вандышев считает, что оборотные средства ФАП должна выделить районная администрация, и местные чиновники вряд ли упустят шанс взять под контроль такое выгодное дело, как поставка лекарств.

Лекарства не картошка

Больше всего головной боли от нового закона у самих фельдшеров. Где они будут закупать лекарства? А главное, как будут хранить? Ведь условия хранения лекарств очень строгие: требуется соблюдать определенный температурный режим и влажность. Кроме того, минимальный ассортимент составляет примерно 3,5 — 4 тысячи наименований. Смогут ли разместить столько лекарств маленькие фельдшерские пункты? Где они возьмут столько холодильников и витрин? А без этих условий ФАП вряд ли разрешат осуществлять какую-либо торговую деятельность даже с «облегченными» лицензионными требованиями. Неправильное хранение лекарства не только приводит к потере его свойств, но и может нанести непоправимый вред здоровью человека.

— Скорее всего, я буду брать самый минимум лекарств. Тогда какой смысл нового закона? Больные лучше выберут аптеку, где ассортимент больше. Идея, может, и хороша, но сам закон недоработан, — считает фельдшер из Кабанского района Галина Борисова. — Раньше я просто возила по заказу лекарства для своих односельчан из райцентра. Теперь не представляю, как буду продавать тем, у кого нет работы и денег. В селе это сплошь и рядом.

Для контроля за «торговыми» делами фельдшеров предусмотрен приказ, по которому поступившие лекарственные препараты из аптечных организаций должны быть подготовлены к продаже (промаркированы), то есть быть с готовыми ценниками. Внешний контроль за соблюдением порядка отпуска лекарственных препаратов медицинскими организациями осуществляют лицензирующие органы Министерства здравоохранения, Управление Росздравнадзора и, самое главное, Прокуратура Республики Бурятия.

Фото www.e-crimea.info

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях