Главное Популярное Все Моя лента

Беседа с киноманами

Валентин Помишин
3019

Традиционно август в мировом кинематографе считается «дохлым» сезоном по части хороших премьер

Традиционно август в мировом кинематографе считается «дохлым» сезоном по части хороших премьер. Поэтому в ожидании сентябрьских «Мачете» Родригеса и «Уолл Стрит»: «Деньги не спят» Оливера Стоуна я решил побеседовать на общие темы с тремя любителями кино.





Итак, представляю собеседников нашей первой общей дискуссии о проблемах и течениях мирового и российского кинематографа.



михаил русаков.jpg

Михаил Русаков, 33 года, главный редактор газеты «Окна Бурятии». Смотрит фильмы Андрея Тарковского и Александра Сокурова, слушает музыку Mylene Farmer и группы Queen, читает книги Павла Флоренского и Владимира Соловьева.

александр борисов.jpg

Александр Борисов, 29 лет, профессионально занимается продажей и арендой грузоподъемного оборудования. Александр просто любит кино. У него нет киноведческого образования и он не вращается в среде кинематографа. Говорит здесь на правах обычного зрителя.

владимир буяхаев.jpg

Владимир Буяхаев, 21 год, студент иркутского вуза. Человек, пытающийся стать журналистом. Серьезный, взрослый ребенок без особо тяжелых вредных привычек. Умеет делать только две вещи: печатать на клавиатуре и колоть дрова. Все это Владимир.

Итак, начнем. Сегодня я буду в роли ведущего и буду задавать всем одни вопросы общего характера.

1. Что любите смотреть в кинотеатрах и дома? Насколько сильно различается ваш выбор?



Михаил Русаков:
На домашнем диване предпочитаю пересматривать черно-белую классику Голливуда, т.н. «золотой век»: Джона Хьюстона, Альфреда Хичкока, Лоуренса Оливье, Джона Форда и др. Ностальгирую по европейскому кинематографу 50-70-х годов, связанному с именами Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана, Жан-Люка Годара, Клода Лелуша… На большом экране, к сожалению, для меня выбор невелик, поэтому хожу в кинотеатры крайне редко.

Александр Борисов: В кинотеатрах обычно можно посмотреть только современные фильмы, соответственно, если я хочу посмотреть или пересмотреть что-то старенькое, смотрю такое кино дома. А так я бы с удовольствием смотрел все фильмы в кинотеатре ;)))

Владимир Буяхаев: В Иркутске обожаю посещать маленький и уютный кинотеатр под названием «35 кадров». Сидишь там обычно в одиночестве или вдвоем со своим спутником и смотришь необычное, зачастую довольно спорное авторское кино. Мне нравятся короткометражки, особенно французские или созданные компанией Futureshorts. Также нельзя не отметить разного рода фестивали. К примеру, британского или испанского кино. Один из самых замечательных фильмов я увидел именно на таком фестивале. А фильм назывался «Последний король Шотландии».

Кроме явного «артхаусника» и андерграунда, я не прочь посмотреть и фильмы так называемого «мейнстрима». Это разного рода боевики, блокбастеры и комедии. Если покопаться, то и среди них можно найти жемчужины. Из последнего, это, конечно же, «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, «Хранители» Зака Снайдера, «Пандорум» Кристиана Алверта, «Воины света» (Day breakers) братьев Спиригов и др. Я выбрал одни из самых неочевидных фильмов, от которых не ждал настолько высокого уровня качества.

Дома я стараюсь просматривать новинки киноиндустрии многих западных стран. Но это очень трудная задача. По крайней мере, пытаюсь охватывать самые популярные фильмы. Стараюсь уделять время классике: Чарли Чаплин, Федерико Феллини, Андрей Тарковский и др. Но времени мало, а дел много...

2. Какие фильмы отметите за прошедший год? Почему? Что запомнилось?

Михаил.: Хотя фильм «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино вышел в 2009 году, посмотрел его только в этом. Отметил блестящую игру Кристофа Вальца. Вспомнить можно и другие фильмы…

Александр: Как-то сложно подводить итоги 2009-го в середине 2010-го, в этом году вышло много достойных картин, а впечатления от того, что смотрел год назад, уже успели поблекнуть. Пораскинув мозгами, назову несколько картин: «Хранители», «Пророк», «Я люблю тебя, Чувак»; «Дорога», «Бесславные ублюдки», «9 район», «Приколисты», «Вверх», «Пандорум». Коротко ответить на вопрос «Почему?» у меня не получится, фильмы хорошие, о них нужно говорить много. Запомнилось: довольная физиономия Эдварда Блэйка Комедианта, прикуривающего от огнемета; тщательно обглоданный людоедами человек из «Дороги»; Жид-медведь с безумными глазами и окровавленной битой; рефлексии умирающего Адама Сендлера из «Приколистов»; смена галстуков из «Вверха»...

Владимир: Запомнился «Аватар» Джеймса Кэмерона. Потому что это «Аватар» Джеймса Кэмерона. Потому что это квинтэссенция жанра блокбастера, апогей жанра, после такого только кризис, либо нужно придумывать что-то новое.

3. Скажите, пожалуйста, ваше мнение о современном кино. Вы смотрите то, что идет своим ходом, или находите в Интернете особенные фильмы?

Михаил: За последние лет 10 не смотрел того, что «идет своим ходом». Большинство фильмов (несмотря на их сверхдоступность), как и раньше, приходится все-таки искать: через Интернет, друзей, знакомых.

Александр: У меня недавно возник вопрос: «Какой процент от ВВП США у голливудского кинематографа?». Ведущая экономика кормит своими фильмами весь мир. Выходит, что все зрители своим рублем поддерживают и развивают современное кино. Нравится мне современное кино! Интересно наблюдать, читаю анонсы, жду премьеры.

Владимир: Фильмов стало больше, повысилась их плотность, что ли. Как уже говорил, смотрю и то, что сам нахожу, и то, что «идет своим ходом» (я так понял, что это про фильмы в кинотеатрах), и классику (чтоб была основа знаний о кинематографе), и то, что смотреть в принципе не стоит.

4. Подведите, пожалуйста, итоги десятилетия в кинематографе.

Михаил: Это тема для отдельного разговора, ответ требует серьезного анализа.

Александр: Я так хорошо о себе не думаю, чтобы подводить итоги десятилетия в кинематографе. Такие выводы может делать человек или даже группа людей, которые занимаются этим профессионально. Топорно перечислять фильмы не хочу.

Владимир: Итог десятилетия. Фильмы становятся все технологичней, динамичней, разнообразней, изящней, глупей, протяженными во времени. Появляются новые режиссеры, старые снимают новые фильмы. Появляются новые награды, а старые награды даются новым режиссерам. Квентин Тарантино снял шесть отличных фильмов. Мир кинематографа живет...

5. Если вы были режиссером, то какой фильм вы захотели снять? О чем?

Михаил: Авторское кино. Фильм не может быть «о чем», человек (как автор, так и зритель) воспринимает происходящее на экране сугубо индивидуально.

Александр: К сожалению, я не ношусь с идеей фильма в голове. У меня ее нет. Я зритель-потребитель, встать за камеру по другую сторону экрана я не хочу, пока не хочу.

Владимир: Я бы хотел снять страшно дешевый, умопомрачительно кровавый, инстинктивно предсказуемый триллер про зомби. С девушками-нудистками в главных ролях.

А если честно, то хотелось бы экранизировать «Лолиту» Владимира Набокова (прочь сальные шутки!), с хорошим актерским составом, с красивой и грамотной операторской работой. Это была бы пронзительная драма о любви «с первого взгляда, последнего взгляда, извечного взгляда». Хотел бы снять именно такое кино, потому что люблю Набокова как литератора и потому что для режиссера, как мне кажется, это очень сложный труд. Его сложность состоит в том, чтобы в наш век «интернетной» вседозволенности преподнести историю любви девочки-подростка и взрослого мужчины (с некоторыми психическими отклонениями) на должном морально-этическом уровне.

6. Как можно развить собственную киноиндустрию Бурятии?

Михаил: А нужно ли ее развивать?

Александр: Нужно много бабла!:) Вопрос - а зачем? Для чего Бурятии нужна своя киноиндустрия? Нам есть что сказать в современном кино? Хорошая идея, давно написанный сценарий… Допустим, есть, ну тогда нужно бегать по киностудиям, которые уже давно существуют и обладают мощностями, чтобы КАК СНЯ-ЯТЬ что-нибудь. Они тоже ищут свежие идеи! Или вы хотите сделать из Бурятии второй Голливуд? Я бы на это посмотрел… Представляю себе эту картину: весь Улан-Удэ в красных ковровых дорожках, везде понатыканы особняки звезд, регулярно проводятся различные фестивали, блеск софитов. Было бы круто! Как говорится, если идея недостаточно безумна, значит, она не достойна воплощения!

Владимир: Все-таки на чисто техническом производственном уровне киноиндустрия — это бизнес. Поэтому все довольно просто: ищем деньги — снимаем кино. Если делаем все хорошо и людям нравится, значит, с какой-то вероятностью фильм окупается, потом берем деньги и снова делаем кино. Как всегда, на словах все элементарно. Но в Бурятии, как и в целом в России, без поддержки государства делать киноиндустрию практически невозможно. Да и трудно снимать «местечковые» фильмы. В Бурятии и о Бурятии можно снять огромное количество документалистики. Можно делать точечные авторские кинопроекты, но насчет киноиндустрии — сейчас это неподъемная задача для нашего региона.

7. Можно ли считать мейнстрим видом искусства или это все-таки бизнес?

Михаил: Это бизнес в искусстве.

Александр: Вопрос закрытый. Мой ответ: конечно можно. А если развернуто. Кинопроизводство это процесс творческий. Люди, которые делают кино, самовыражаются, создают что-то новое. Если разобрать заданный вопрос, выходит, что на искусстве нельзя делать деньги! А чем тогда занимается аукцион Кристи? И почему картины Ван Гога продаются за миллионы?

Владимир: Раз на раз не приходится. В мейнстриме можно отыскать очень хорошие фильмы. Здесь вопрос в другом: что отнести к мейнстриму? Только ли продукцию Голливуда или вообще фильмы массового потребления во всем мире. Есть еще же и Болливуд. К примеру, премию «Оскар» принято считать самой «легкой» среди серьезных кинонаград мира. «Оскаром» награждают фильмы, вроде бы как относящиеся к мейнстриму. Но номинированный на «Оскар» фильм Жака Одияра «Пророк» совсем не оставляет впечатлений как от типичного представителя мейнстрима. Это вполне себе взрослое, жесткое и философское кино. Вспомнить того же Альфреда Хичкока. За 50 лет он снял более 50-ти фильмов. Это был конвейер, то есть мейнстрим. Но его фильмы — это классика, причем умная, саркастичная и полноценная классика.

8. Российское кино есть или его все-таки нет?

Михаил: Как факт того, что наша страна выпускает фильмы собственного производства на сотни, если не тысячи экранов кинотеатров, свидетельствует о том, что российское кино есть. Другое дело, какие фильмы.

Александр: Российское кино было, есть и будет.

Владимир: Разговаривать о российском кинематографе (существование в природе которого бесспорно) — дело неблагодарное и в какой-то степени опасное. Где-то слышал (сейчас не смогу точно сослаться на источник), что в России ежегодно снимают около 600 (шестисот!) фильмов, а в прокате проходит несколько десятков. Причем это фильмы, рассчитанные на призрачного массового зрителя (это, к примеру, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука или какая-нибудь «Любовь-морковь»), то есть самый что ни на есть «ширпотреб», глупый, некрасивый, несуразный. Все, кто имеет хоть какое-нибудь отношение к российской киноиндустрии, задаются вопросом: «Где еще сотни фильмов?». Ведь и вправду, их не показывают на широких экранах, в Интернете появляются единицы из них, на разных российских и международных конкурсах участие тоже принимают единичные кинокартины. Такое ощущение, что где-то существует огромный ангар, где лежат бобины с отснятыми фильмами. Просто лежат. Единственное, что радует, - это возможность время от времени смотреть по-настоящему хорошие российские фильмы. Это работы Павла Лунгина, Сергея Соловьева и еще ряда режиссеров. Пока живы творцы такого уровня, можно с уверенностью говорить, что российский кинематограф не только существует, но и вполне себе здравствует.



9. Будущее мирового кинематографа, на ваш взгляд?


Михаил: Кино, как зрелище, будет жить. Только в какой форме, скажем, через 100 лет?

Александр: Думаю, будущее за новыми технологиями, как способом подачи фильма зрителю. А снимать будут все о том же, о чем еще древние писали.

Владимир: Как говаривал один хромоногий доктор: «Люди не меняются...» Еще в Древнем Риме кто-то ходил в Колизей на гладиаторские бои, кто-то в театр на комедии Плавта, а кто-то успевал и туда, и сюда. Так что пока будет спрос, будут и блокбастеры, и авторские артхаусные фильмы. В этом отношении, по-моему, будущее мирового кинематографа неизменно.

10. В каких известных режиссерах вы разочаровались? И почему?

Михаил: В людях вообще и в режиссерах в частности пытался не разочаровываться.

Александр: Вот не знаю как ответить, как понять вопрос? В смысле - смотрел его фильмы, смотрел, а потом бац... и отстой. Ну, так он же не умер еще, может, еще что-нибудь снимет. Не надо на нем крест ставить, раз он тебе так нравился. Или как?

Отмечу здесь Кевина Смита. Один из моих любимых режиссеров с детства. Обожаю его фильмы: «Клерки», «Тусовщики из супермаркета», «В погоне за Эмми», «Догма»... Он создал маленький мирок под названием Джерси, куда всегда приятно возвращаться. Открыл таких актеров, как Мэтт Дэймон, Бен Аффлек, Джейсон Ли и многих других. Внимательно слежу за его творчеством, в последнее время у него то густо, то пусто. Неровно. Все шло нормально, а потом вышла эта слезливая мелодрама «Девушка из Джерси», потом отличное продолжение «Клерков», шикарный фильм «Зак и Мири снимают порно». А теперь вышел этот отстойный «Двойной Копец». Вообще мимо кассы, в прямом смысле. Но я не разочаровываюсь, у всех бывают ошибки, на ошибках, как говорится, учатся! Кто не ошибается, тот не работает... Молчаливый Боб, я по-прежнему твой верный фан, пойду на следующий фильм, куплю что-нибудь на ДВД. Верю, жду возвращения любимых героев!

Владимир: Особенно глубоко меня разочаровал М. Найт Шьямалан. Его чудесное «Шестое чувство», поразившее зрителей неординарными сюжетными ходами, добротной игрой актеров, композиционной выстроенностью, не раз становилось лидером моего личного хит-парада. Последовавшие за ним «Явление», «Повелитель стихий» ничего, кроме разочарования, у меня не вызвали.

Итог

Уважаемые читатели, с вашего разрешения я подведу итог нашей интересной и увлеченной беседы о кино.

Задам себе вопрос, чем все-таки является на сегодня кино для людей и какую пользу оно нам приносит.

Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки, поэтому говорят, что 28 декабря 1895 года родилась новая муза - муза кино.

Кино - совсем юная муза по сравнению с музами живописи, театра и музыки, но за один век она успела увлечь собой все человечество нашей планеты.

Кино – самый доступный и самый широко распространенный вид искусства, поэтому столько разных мнений и теорий о развитии кинематографа.

Какую пользу приносит?

Современная киноиндустрия является частью мировой экономики с оборотом в миллиарды долларов в год. Кино повсюду и все говорят о кино. По выбору фильмов, которые смотрит человек, можно сделать выводы о его вкусах и увлечениях. Самый легкий способ провести свидание – это пригласить девушку в кино. Получить новые острые ощущения – посмотреть блокбастер в кинотеатрах. Узнать чей-то нестандартный взгляд на мир – скачать с инета авторские фильмы и артхаус.

Благодаря Интернету кино проникло во все грани нашей обычной жизни.Поэтому наш разговор на этом не закончится и будет продолжаться постоянно.

Спасибо Михаилу, Александру и Владимиру за интересную и насыщенную беседу!

Спасибо вам, читатели, за внимание и комментарии!

Будем собираться такой же компаний для обсуждения лучших фильмов года!
Читать далее