Процесс самоидентификации народов Бурятии набирает обороты. Эвенки отделяются от сойотов, а хамниганы примыкают к эвенкам
Как стало известно, эвенки Бурятии создают собственную организацию — Ассамблею эвенков Бурятии. До сих пор 2 700 бурятских эвенков объединяла одна общественная организация — Ассоциация малочисленных народов Севера Бурятии, являющаяся региональным отделением Ассоциации малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока РФ. Однако затем в ассоциацию вступили сойоты из Окинского района (3 тыс. чел.), хамниганы из Закамны (428 чел.), и эвенки оказались в меньшинстве.
Сойоты признаны отдельным народом в 2001 году, когда их включили в единый перечень коренных малочисленных народов Севера РФ. А в апреле 2009 года прошла отчетно-выборная конференция ассоциации, на которой окинские сойоты дружно проголосовали за своего сородича Баира Балданова, зам. главы Окинского района. Эвенки, привыкшие считать себя единственным малочисленным народом Севера, пользующимся рядом немаловажных льгот, почувствовали себя ущемленными.
Почему они проиграли? Эвенки Бурятии сильно разобщены. Исторически они делятся на четыре большие группы с различными хозяйственными укладами и, соответственно, культурой. Это мурчены: скотоводы из Курумкана, орочены — оленеводы из Баунта, ламучеры — рыболовы из Северобайкалья и хамниганы — скотоводы из Закамны. При этом все они занимаются охотой.
А закаменские хамниганы (армакские тунгусы) несли еще и казачью службу на южной границе. В настоящее время орочены и ламучеры в значительной степени ассимилированы русскими, а мурчены и хамниганы — бурятами. Но во время переписи 2002 года хамниганы вдруг вспомнили, что они не буряты, и записались как хамниганы-эвенки, а их село Мыла получило статус места компактного проживания народов Севера.
В прошлом году в рамках федеральной программы поддержки малочисленных народов Севера мылинцы получили около 1 млн. рублей и около 200 тыс. рублей в текущем году — мощный стимул для того, чтобы почувствовать зов крови. Осенью, во время переписи, очевидно, они запишут себя как эвенки, так как хамниганы отсутствуют в перечне малочисленных народов и не могут претендовать на материальную поддержку государства.
Сейчас в Ассоциации народов Севера Бурятии особых причин для внутренней конфронтации между эвенками и сойотами нет. Тем не менее они совместно с соплеменниками из Красноярского края являются инициаторами создания независимого Союза или Ассамблеи эвенков России.
Очевидно, одна из причин обособления — это рост самосознания народа, разбросанного по десяти субъектам Российской Федерации, а также по северу Китая и Монголии. Среди малочисленных коренных народов Севера РФ эвенки занимают второе место по численности (35 тыс.) после ненцев (44 тыс.).
Ожидается, что осенняя перепись 2010 года покажет значительный рост их численности вследствие естественного прироста и экономической привлекательности статуса эвенков. Ведь за период между двумя последними переписными кампаниями их численность в Бурятии выросла почти в два раза.
В Забайкальском крае эвенками могут записаться ононские хамниганы, давно генетически и культурно ассимилированные агинскими бурятами. Весной в Аге уже побывали активисты, разъяснявшие выгоды перехода в ряды малочисленного народа.
Однако успех их предприятия может сыграть с ними злую шутку. В России численность народов Севера, переведенных в категорию малочисленных, не должна превышать 50 тыс. человек, иначе они потеряют все положенные им льготы.