Происшествия
1781

Бруцеллез оставил бичурское село без денег

Теперь жители Покровки не знают, как собрать детей в школу



В селе карантин. Опасная болезнь не только извела стадо коров в местном СПК, но и посадила сельчан на голодный паек. Деньги здесь видят разве что пенсионеры да инвалиды.



Начало

Первый случай заражения телочки из стада СПК был в прошлом году. Сразу приняли меры, начали искать источник заражения. Решили, что бруцеллез занесли от частного стада. Легче от этого, конечно, не стало, потому что в селе коровы стали дохнуть как в личных хозяйствах, так и в СПК. Покровка такого ЧП в жизни не видывала.

В районе была создана противоэпизоотическая комиссия, которая взяла под контроль ситуацию. Она осложнялась еще и тем, что бруцеллез — болезнь опасная и для людей, и для животных. Сельчане легко могли ею заразиться, выпив некипяченое молоко. Поэтому чиновники практически сразу начали настаивать на том, чтобы уничтожить все стадо. За каждую корову боролся председатель СПК Петр Терентьев, который надеялся спасти хоть молодняк, чтобы уж совсем не оказаться у разбитого корыта. В итоге хозяйство все равно понесло убытков почти на 10 млн. рублей.

Эвтаназия Покровки

Вспышка бруцеллеза, когда заболели сразу 17 коров, случилась в апреле. Сначала анализы были сомнительные, но потом пришли положительные. Ликвидировали все поголовье, которое на 1 февраля, по данным СПК, составляло 270 голов: 210 молодняка и 60 маток. Из них 46 коров пришлось подвергнуть эвтаназии.

Больных коров, по словам Петра Терентьева, некуда было девать. У себя в хозяйстве в специальных условиях они могли держать больных животных от силы 15 суток, а потом сдавать на убой. Но найти цеха, где это могли сделать спецы, оказалось очень непросто: СПК пришлось ждать, когда откроется после ремонта бойня в Джиде. Еще больше намучались местные жители, которые должны были вывозить своих коров самостоятельно, да еще неизвестно куда. Забивать самим у себя во дворах строго запрещено санитарными нормами.

В общем, около двух месяцев в Покровке не знали, куда девать больных коров. Хорошо хоть лето пришло: в жаркую погоду возбудитель бруцеллеза в течение нескольких часов погибает, а вот зимой, наоборот, консервируется и может ожить по весне.

Сейчас у СПК стада нет, у местных жителей коровы еще есть. Каждые 21 день у них берут анализы и дают предписания хозяевам: увозить на убой или еще подождать.

Одни убытки

Для местных жителей ЧП переросло в личную проблему каждой семьи. Все держали коров, чтобы кормить семьи. По самым нехитрым подсчетам, одна телочка давала в среднем молока на пять тысяч рублей в месяц, две уже на десять тысяч. У кого-то выходило больше, у кого меньше, но заработок был.

— Мы каждый день сдавали молоко на Бичурский маслозавод. От трех дойных коров я получала 25 — 30 литров молока. Выходило каждый день по 300 рублей, — говорит Наталья Пантелеева, жительница поселка. — На вырученные деньги покупали продукты.

Нынче сельчанам категорически запретили продавать молоко до тех пор, пока не снимут карантин. Теперь жители Покровки проявляют чудеса изворотливости, чтобы выжить. Работы в СПК нет, сейчас все 20 человек, что были заняты на ферме, в подвешенном состоянии.

Галина Григорьева три года проработала телятницей на ферме. После увольнения женщина встала на учет в центр занятости населения, но вместо обещанных четырех тысяч рублей получила только 200.

— На дорогу в Бичуру больше потратишь, чтобы эти 200 рублей получить, — жалуется женщина.

У нее четверо детей. Младшая Настя в этом году идет во второй класс, но денег даже на тетради и ручки нет.

Помогите!

Сейчас на ферме идут очистка, дезинфекция и прочие санитарные работы.

— Сняли чуть ли не слой земли, почистили каждую доску, — говорит председатель СПК «Покровское».

Жалько ему все бросить, закрыть ферму и СПК. Тогда убытков будет еще больше, считает Терентьев. Ведь на ферму они закупили немецкое оборудование, дойные аппараты на три миллиона рублей, новый раздатчик кормов и прочее.

Сейчас думают, как закупить новое стадо в лизинг — голов сто для начала. На это им нужно найти как минимум 5 млн. рублей. Возможно, около одного миллиона рублей хозяйство получит по страховке, да и то в лучшем случае. Сейчас СПК нужна помощь и районных властей, и республиканских. Но все планы председателя СПК и местных жителей могут рухнуть, если бруцеллез будет и дальше гулять по селу.

Тамара Нагуслаева, Жанна Молчанова.

Покровка — Улан-Удэ.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях