Байкал
3936

Норвежский зять Бурятии

Дар от страны викингов родине любимой



Самая популярная в Норвегии группа прибудет в Улан-Удэ 15 августа на фестиваль «Голос кочевников». Диски этой группы расходятся миллионными тиражами и занимают высшие строчки в рейтингах. Что привлекло певцов из далекой Норвегии в Бурятии?



Секрет прост – солисты группы «Аджагас» представляют собой малый народ – саамов. Познакомит их с жителями Бурятии тоже норвежский саам Хенрик Олсен. Хенрик – зять Баргузинской долины, откуда родом его красавица-жена Марина Будаева. Уже 12 лет она живет в Норвегии, и Марине, как никому другой, удается увидеть много общего в истории и традициях бурят и саамов.

Оба народа – истинные дети природы, долго сохраняли свои традиционный образ жизни. С древности саамов соседние народы называли беспримерно меткими лучниками. Как любой народ, живущий на обширной территории, саамы говорят на разных диалектах.

- Саамы, как и буряты, тоже кочевали с места на место, перегоняя стада с зимних пастбищ на летние – рассказывает Марина – жили общинами, по саамски «сийтами» со своей территорией с промысловыми угодьями и религиозными культами.

Хотя сейчас саамы считаются христианами, еще в XIX в. среди них ещё встречались приверженцы шаманизма. До сих пор, саамы верят в духов — хозяев озёр и рек, почитают священные камни, утёсы. Интересно, что и вход в саамское жилище, как и в юрту, всегда обращен к югу.

Трагические совпадения

Но больше всего совпадений, причем трагических в истории наших народов. Обложение саамов регулярной данью начинается с IX в., когда норвежский конунг начал собирать с саамов дань. Затем, саамов облагали данью пушниной шведы, финны, карелы и русские. Часто за данью приходили сразу несколько сборщиков.

Безжалостное обложение данью, а также продвижение на север норвежских, шведских и финских крестьян оставляло саамам всё меньше земель, пригодных для ведения привычного им образа жизни и хозяйства. Шведский король уже в середине XIV в. пообещал освободить от уплаты податей тех своих подданных, которые переселятся в Лапландию, так называли земли саамов.

То же самое повторилось во второй половине XVII в. при Карле XI. В России право собирать подати с саамов от карел сначала перешло к Новгороду, затем, с конца XV в., к Москве. Так, не имея своего самостоятельного государства, саамы стали частью нескольких стран: Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Во времена «холодной войны», между саамами, живущими в СССР и скандинавскими странами, как между бурятами в СССР и Китае, оборвалась всякая связь.

Проблемы языка

Больше всего пострадал от исторических коллизий саамский язык. К середине XIX века шведские саамы в результате школьных реформ сочли излишним сохранять родной язык. В Норвегии, еще в начале XX в. землю в собственность мог приобрести лишь тот, кто имел норвежское имя и владел норвежским языком.

В СССР на Кольском полуострове саамам также пообещали привилегии, если они оставят свой кочевой образ жизни. В 1933 г. для советских саамов был выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики, который затем в 1937 г. был внезапно запрещён и отменён. В 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ. В 1980-е гг. был возрождён созданный в 30-х гг. литературный язык, но уже с письменностью на основе кириллицы.

По переписи 1989 года в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2 % говорило на родном языке. В настоящее время в расписании начальных классов осталось несколько часов саамского языка.

Ярче всего проблемы саамов видны на биографии всемирно известной саамской певицы Мари Бойне. В ее семье не знали родного языка, а йойки вообще были под запретом, впрочем как и в других семьях саамов. Из музыки саамам разрешались только псалмы. Мари откровенно признается, что в юности очень стеснялась своего происхождения, мечтала быть норвежкой или европейкой. Но благодаря музыке она узнала о своем народе, рассталась с комплексами , выучила родной язык и полюбила культуру саамов. А в 1994 году певица получила высшую музыкальную награду Норвегии Грэмми.

Но на открытии Олимпийских игр в Лиллихаммере она отказалась выступать, заявив, что не хочет быть экзотической саамской декорацией. Сейчас саамы считают ее своим послом в мире. Она вместе со своей группой много гастролирует по всему миру.

Борьба за выживание

У саамов есть свой международный день - 6 февраля. Именно в этот день в 1917 г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились, несмотря на государственные границы для решения общих проблем. Решение о праздновании было принято в 1992 г. на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на всей территории Скандинавии и Кольского полуострова. Праздник отмечается в Норвегии, Швеции, Финляндии и в Мурманской области.

Этот праздник в память о первых организациях саамов, которые боролись против дискриминационного земельного законодательства и политики норвегизации. Потчи полвека их борьбы дали свои результаты – в 1950—1951 гг. в Норвегии и Швеции был создан единый саамский литературный язык. С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России. В 1974 г. был основан Саамский институт. В обеих скандинавских странах и Финляндии работает отдельный Саамский парламент (или Народное собрание).

 С 1976 г. саамы являются членами Всемирного совета коренных народов (WCIP). В 1986 г. саамская конференция утвердила саамский национальный флаг и гимн и правила их использования. Интересный факт: саамы организовали свою футбольную команду, которая выиграла чемпионат мира среди непризнанных команд в 2006 году.

- В 90-х гг. появились законы о языке, которые в определённой степени придают саамскому языку статус государственного. В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- и телепередачи – рассказывает ныне гражданка Норвегии Марина Олсен.

Этому не учат в школе

- Группа «Аджагас» начинала свою карьеру на фестивале Ридду-ридду, который и организовали молодые саамы – рассказывает Марина - оба солиста - приверженцы йойки — особой древней манеры пения саамов, жителей Лапландии. Они не учились этому ни в школе и ни в колледже. Учились от своих родителей и родных. В семье саамов «йойк» передается из поколение в поколение. Бывают даже именные йойки. И они сопровождают людей всю жизнь.

Это свободная, во многом импровизационная манера пения, чем-то напоминающая бурятские народные импровизации. Как правило певец исполняет йойку от чьего –либо лица, это может быть и человек, и животное. Если раньше горловое пение саами строго осуждался церковью и даже запрещалось, как часть шаманских колдовских культов, то сегодня, во многом благодаря таким группам как «Аджагас» стало новым «хитом» этномузыки.

Солисты группы интересны еще и тем, что они из разных местностей. И исполняют они разные стили. Но не стоит думать, что «Аджагас» сугубо фольклорная группа.

Артисты привнесли современные музыкальные инструменты в звучание древних напевов и придали им новое звучание. Неслучайно, это самая популярная группа в Норвегии. Музыкальные критики дают им самые высшие оценки.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях