Горсовет
2398

Депутаты сделали под себя

Главу города Улан-Удэ народные избранники будут выбирать из своих рядов. Так называемые “общественные слушания”, прошедшие в здании мэрии Улан-Удэ и призванные придать элемент легитимности для отмены всенародных выборов мэра Улан-Удэ, начались со скандала



Перед горожанами, представителями партий, общественных организаций и журналистами СМИ закрыли двери тесного зала заседаний. В специально подобранный тесный зальчик, вмещающий чуть более сотни человек, пускали только по заранее утвержденным, согласованным и “просеянным” спискам.

Хотя если бы чиновники действительно хотели публичности, для горожан был бы открыт большой зал мэрии, вмещающий несколько сотен человек. Однако задача была другая — запустить на “слушания” в основном чиновников, депутатов и прочих лояльных лиц, которые бы сыграли свою роль в этой комедии под названием “открытые слушания по проекту внесения изменений и дополнений в устав г. Улан-Удэ”.

Крупный отряд бурятских милиционеров, возглавляемый высокими чинами МВД по РБ, встречал заходящих в мэрию чиновников и депутатов, спешащих на “слушания”, а перед входом организаторы действа поставили урну, куда должны были сбрасываться предложения горожан. Заглянув в нее, я насчитал несколько листочков, которые организаторы, судя по всему, используют по прямому назначению.

Однако вашего корреспондента, несмотря на предъявленную на входе аккредитационную карточку при пресс-службе мэрии Улан-Удэ, в зал не пустили. “Нет мест”, — сотрудница пресс-службы с виноватым видом попыталась преградить вход в зал. Но первый эшелон обороны был пройден.

“Вы не подали заранее заявку”, — преградил путь к креслам уже в самом зале хмурый чиновник, представившийся “руководителем аппарата горсовета”. Тут ваш корреспондент вступил с чиновником в бесплодную дискуссию: если слушания публичные, почему они отгородились не только от многих горожан, но и от СМИ, которые там оказались не прихоти ради, а выполняя, убежден, важные общественные функции, — информирование горожан о сути творящихся изменений главного закона города — устава?

Пока шло препирательство с чиновником, автор этих строк заявил, что он готов постоять в зале, если в мэрии не хватает стульев. Но это чиновника не устроило и он стал голосить: “Не срывайте нам мероприятие, покиньте помещение! Вызовите Вильдавского (начальника управления по безопасности. — Авт.)”.

Пауза затягивалась. На выручку к чиновнику подбежал начальник управления по связям с общественностью пресс-службы мэрии Улан-Удэ Сергей Тучков, который тоже принялся уговаривать “покинуть зал”. Лишь после вмешательства охранника вашего корреспондента взяв под руки фактически вышвырнули из зала. Ничего себе демократия! В зал также не попали 1-й секретарь КПРФ Железнодорожного района Владимир Малышенко, журналист “Вечернего Улан-Удэ” Евгений Хамаганов, представители молодежных организаций и др.

В итоге за закрытыми дверями фарс состоялся — депутаты горсовета в скором времени внесут в устав города многочисленные поправки, и прямые выборы мэра канут в лету. Главу муниципалитета (председателя горсовета) будут выбирать два десятка депутатов. А уж с ними можно договориться, речь идет только в существенности тех аргументов, которые будут им представлены. Можно напугать кнутом (лояльные депутаты возьмут да подадут в отставку и совет станет нелегитимен, как сегодня назревает ситуация в Северомуйске). Либо в дело пойдет пряник (среди депутатов горсовета большинство бизнесменов, которым тоже надо развиваться).

Между тем вся эта шизофреническая боязнь прямых выборов, связанных с маршем коммунистов, надумана.

— На самом деле не так страшен черт, как его малюют в СМИ. Недавние социологические опросы в Иркутской области, реальные, а не по заказу, показывают, что рейтинги “ЕР” зашкаливают за 40%, за КПРФ готовы отдать голоса не более 10%, — убежден политтехнолог Алексей Панов. — Понятно, что “полевение” идет, но не в таких масштабах, чтобы из мухи делать слона.

Но немотивированный страх перед милицейским полковником Вячеславом Мархаевым — полбеды. Главная проблема для чиновников — разброс дней голосования по времени. Переносы выборов мэра в 2000 годы и продление полномочий привели к тому, что выборы разнеслись во времени на два с лишним года. Если у Геннадия Айдаева третий срок истекает в декабре 2012 года, то депутаты горсовета посидят аж до марта 2014 года. И получается, что по федеральному законодательству депутаты одного созыва не вправе менять под себя “городскую конституцию”.

Полагаю, что если нынешние народные избранники отменят всенародные выборы мэра, то воспользоваться этим преимуществом и избрать себе подобного главой городского муниципалитета они не могут. По большому счету избирать главу муниципалитета (председателя горсовета) должен новый состав депутатов по новому уставу! Однако наши источники утверждают — именно нынешний состав депутатов будет избирать нового председателя горсовета после декабря 2012 года, когда Геннадий Айдаев отсидит свой третий срок и, как многие надеются, уйдет наконец по-хорошему на пенсию.

А необходимые поправки сделают так, чтобы формально не нарушить федеральный закон. При этом у горсовета уже есть свой председатель — Александр Голков, так что процедура его переизбрания может быть формальной. Сити-менеджером в этом случае может стать нынешний заммэра Игорь Зураев. Если в сконструированной городской конфигурации Геннадий Айдаев все же остается, то для этого он может избраться депутатом в горсовет при нынешнем мэрстве (по избирательному округу, где есть лояльный и чуткий к командам сверху депутат, готовый положить на стол депутатский мандат).

А затем идти на выборы, выдавая свои аргументы двум десяткам избирателей-депутатов. В этом случае Александр Голков может уступить и претендовать на должность сити-менеджера, но более вероятно, если “управляющим по городу” будет назначена кандидатура, спущенная сверху и согласованная с правительством РБ. И в этом случае реальная власть будет сосредоточена отнюдь не у Геннадия Айдаева, а у сити-менеджера, прикрытого сверху властным потенциалом.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях