Общество
3907

Почему в Улан-Удэ горят новые здания?

Все больше новых отличных материалов для отделки появляется на нашем рынке. Но строители Бурятии по-прежнему отдают предпочтение дешевым, но опасным. Хотя таковые не только ядовиты, но и обладают высокой степенью горючести

Все больше новых отличных материалов для отделки появляется на нашем рынке. Но строители Бурятии по-прежнему отдают предпочтение дешевым, но опасным. Хотя таковые не только ядовиты, но и обладают высокой степенью горючести.



Случись пожар, тушение зданий с такой обшивкой затягивается на несколько часов. Таких примеров у нас достаточно: ТД «ДНС», «Ирбис», гостиница «Сагаан морин» и многие другие.

Горючие материалы быстро загораются, за считанные секунды распространяют огонь дальше и продолжают тлеть даже после тушения огня. К таким опасным материалам относятся древесина, ДСП, торфоплиты, камышит, кровельный рулонный материал, резина, линолеум, пенопласт, полихлорвинил. По словам инженера-технолога строительной компании «Рошстрой-мастер» Михаила Багузы, самые опасные обшивочные материалы — это те, которые изготовлены из пластика. Потому что они не только горючие, но и выделяют вредные вещества.

Пенопласт выделяет боевые отравляющие вещества

Пенополистирол (в народе это обычный пенопласт, который идет на обшивку потолка) благодаря своей дешевизне стал на сегодня популярнее остальных материалов. Он обладает хорошими теплоизолирующими свойствами, но за это нам приходится платить своим здоровьем. Эта продукция обладает серьезными недостатками, в числе которых недолговечность, недостаточная влагостойкость и паропроницаемость, низкая стойкость к воздействию ультрафиолетовых лучей и углеводородных жидкостей и, главное, высокая горючесть и выделение при горении токсичных веществ.

— Пенопласт, например, при горении выделяет стирол, фосген, а это боевые отравляющие вещества. Они приводят к очень тяжелым отравлениям и последствиям: параличи, раковые заболевания, — говорит Алексей Курика, инспектор Госпожнадзора по Советскому району.

Что касается частного строительства, то у себя дома человек может использовать все, что захочет, запретить использовать тот или иной материал никто не вправе.

— Если ваше здание деревянное и очень старое, ни класс горючести, ни обшивочный материал уже не имеют значения, — сообщил Михаил Багуза.

Как советуют строители, для безопасности пенопласт или дерево можно обрабатывать специальным огнестойким антисептиком. Баллоны с этим веществом можно купить в любом магазине.

Строители не всегда компетентны

Что касается общественных зданий, то тут есть определенные строительные нормы, где регламентируется, какие материалы можно использовать в различных частях здания в целях пожарной безопасности. Чаще всего в Улан-Удэ при строительстве используют такой опасный материал, как алюкобонд. Им обшивают сейчас почти все общественные и офисные здания.

— Строители стараются лишь бы сдать, только бы отделать, а «после нас хоть трава не расти», — говорит инспектор Алексей Курика. — Чаще всего имеем дело с людьми образованными, но совершенно несведущими в этом деле. Сталкиваемся с некомпетентностью строителей, которые элементарно не знают, к какому классу огнестойкости относится материал, хотя такая информация должна быть известна еще на стадии проектирования.

Алюкобонд в десять раз дешевле

Алюкобонд, из которого делают отдельную фасадную систему здания, относится к горючим материалам группы Г1. По сути, фасадная система — это отдельная часть здания, и к ней должны предъявляться отдельные требования. Алюкобонд в десять раз дешевле негорючего керамогранита, поэтому очень популярен. Он представляет из себя многослойный пирог из алюминия, цветной пленки, затем идет слой композитного коричневого пластика и еще один пласт алюминия.

— Горит именно коричневый пластик внутри. Эту панель сигаретой поджечь нельзя, даже если тушить об него окурок, она не загорится. Но если на эту панель подать факел пламени порядка 250 градусов (а это температура горящей бумаги), то он загорается и распространяет пламя по поверхности очень хорошо, — объясняет Алексей Курика.

Такая ситуация была на ул. Каландаришвили, когда горел центр «ДНС». Загорелись они от обычного мусора под стенами здания. По поверхности пламя с бешеной скоростью пошло на крышу. И в «Сагаан морине» тоже горели панели алюкобонда

«Алюминий капает, как раскаленный дождь»

— В принципе пожарная охрана в настоящее время не готова к тушению таких пожаров, я могу сказать со стопроцентной уверенностью. Это большая скорость возгорания на большой площади, — говорит инспектор.

Для того чтобы подать воду на высоту, пожарным надо 20 минут. Здание горит целиком, пожарным приходится лишь локализовать пожар и дожидаться, когда пламя потухнет.

— Людей к зданию не отправишь, потому что алюминий, который плавится, капает сверху, как раскаленный дождь, и может прожечь и одежду, и каску, может травмировать человека, — рассказывает Алексей.

Такие здания тушат только с лафетных стволов, с высоты. Тут также возникает проблема — не всегда лестницы, подъемники и лафетные стволы достигают высоты зданий.

— Есть у здания такие мертвые зоны, до которых лестница достать не может, как, например, в случае с «Сагаан морином», — сообщил инспектор ГПН по Советскому району. — Крышу было нереально тушить, только если высаживать туда людей, но это опасно.

Поэтому отделочные, облицовочные, кровельные, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы, а также напольные покрытия должны быть сертифицированы с точки зрения их пожароопасности. И не зря самыми надежными и качественными считаются минеральные материалы из природного камня: базальт, изовер, изделия из гранита, мрамора, бута, известняка. В качестве внешней обшивки лучше использовать их, ведь, как известно, камень не горит.

Гульнара Хананова, Жанна Молчанова.

Хроника крупных пожаров в Улан-Удэ за последнее время

Причиной ЧП в торговом центре «10 пальцев» стал перегруз системы электрообеспечения. Стены дома были сделаны из бетона и обшиты снаружи металлопластиком. Скорее всего, это и явилось причиной того, что находящиеся внутри люди не чувствовали запаха дыма. Горели крыша и обшивка здания. Расплавленный алюкобонд капал сверху, как вода.

«Сагаан морин» горел по вине бригады строителей . Новое современное здание тушили более восьми часов.

Пожарные считают, что при строительстве был использован ненадлежащего качества материал алюкобонд, к тому же китайского производства. Один из рабочих проводил сварочные работы со сточной трубой. Обшивка из алюкобонда нагрелась, начала тлеть и затем воспламенилась.

Торговый комплекс «Ирбис» тушить было очень сложно. Деревянное здание было обшито сайдингом, а крыша покрыта металлочерепицей. Весь материал был сшит саморезами, поэтому его сложно было убрать. Кроме того, в здании были пустотные перекрытия и огонь уходил по ним.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях