Общество
3717

Бывший силовик из Закаменска: Это преступление - самое тяжелое следствие экономической ситуации

Страшное преступление – хладнокровное убийство семи предпринимателей, совершенное в Закаменском районе Бурятии, - просто поражает своей жестокостью

Страшное преступление – хладнокровное убийство семи предпринимателей, совершенное в Закаменском районе Бурятии, - просто поражает своей жестокостью

И особенно – своей очевидной холодной продуманностью. Как ни цинично это может прозвучать в нынешних обстоятельствах, но убийцы оказались таковыми не по воле случая, не исходя из обстоятельств, а именно из-за того, что они заведомо шли убивать. Лишать людей матерей, жен, дочерей, отцов, мужей, сыновей – жизни. Причем никто из жителей Бурятии особо не удивлен местом, где произошла трагедия. Многочисленные отклики констатируют – подобного можно было ожидать. И именно в Закаменском районе.

Своим мнением на этот счет с ИА «Байкал Медиа Консалтинг» согласился поделиться бывший офицер одного из силовых ведомств, долгое время проработавший в Закаменске – человек, знающий о ситуации изнутри (беседа состоялась еще до того, как стало известно о задержании всех подозреваемых). Вот что он рассказал нашему корреспонденту:

- В Закаменске, как и везде у нас в стране, существуют свои, сложившиеся сообщества, так называемые преступные группировки. Вообще Закаменск - город особый, он и назывался-то раньше Городок: формировался из людей рабочего сословия, поскольку был построен под «Джидакомбинат». В советское время судимых там особо не было, но после того, как комбинат благополучно «сдох», люди потеряли заработки, и уровень жизни катастрофически снизился. Вот молодое поколение, которое родилось в перестроечные годы, а потом всю эту демократию на себе испытало, они-то в силу различных причин и вошли в это преступное сообщество. В основном, из-за того, что нет возможности что-то реально заработать - заработки там очень маленькие, если они вообще есть. На работу устроиться толком в Закаменске негде. В бюджетной сфере везде все занято, там сидят нужные люди, кумовщина и семейщина жестко процветает. В частных предприятиях никто больших денег не платит, если пять тысяч получаешь – уже очень хорошо. Средний заработок в городе очень низкий.

Братва местная живет на поборы с тех же самых предпринимателей, но, поскольку уровень предпринимателей никакой, то и поборы смешные. Как-то видел так называемую бухгалтерию «общака» – поразился. Доходит до смешного: спички, карандаши, тетрадки, блокнотики, сигареты – ничем не брезгуют, потому что живых денег просто нет. Все это для формирования того же «грева». Периодически местные пытаются что-то значить для других, пытались одно время «крышевать» торговлю спиртом. Но это дело «крышуют» совсем другие люди, более организованные. Понятно, что конкурентов никто не любит, тем более, что спирт – очень прибыльное дело. Братва немножко по носу получила, но это было тогда… А сейчас же основной источник дохода – обложение данью предпринимателей, и это совсем небольшой доход. Но желание жить хорошо - огромное.

Поэтому вот эти все воровские законы закладываются в молодые головы, и способны привести вот к такому преступлению. Во-первых, само преступление поражает чрезмерной жестокостью. Да и больших денег они не сняли, хотя в условиях Закаменска это реально огромные деньги, да еще одним куском…   Киргизы не только свои деньги наверняка повезли. А для этих волчат это очень хороший, по их мнению, куш. И волчата эти – организованные. По самой картине если судить, люди местные 100%, причем из ближнего окружения ехавших в микроавтобусе. Провели предварительную разведку, информацию всю получили. Тем более, эта информация и не скрывалась никогда: полгорода знало, когда едут, куда… Ребятки подготовились, план явно вынашивали серьезно. Это не спонтанная вещь. Предполагаю, что участвовало в преступлении не меньше 4-5 человек. Один-двое, возможно, подсели в «микрик», потому что иначе его остановить было бы сложно. И еще двое как минимум встречали на машинке в условленном месте. Вот та местность, кто знает, в этом месте очень много глухих поворотов, местность лесистая, и трасса далеко не просматривается. А уже за Шартыкеем -  степь, и остановить там машину и производить какие-то действия нереально. Машина, скорее всего, ждала «микрик», может, дорогу перегородили. Вот тогда и выстрелили, видимо, в водителя. Почему думаю, что двое. Кто-то стрелял в водителя, а второй держал салон, чтобы никто не помешал. И потом, те, кто в машине, которая их ждала, помогали, наверное, перемещать труп водителя, машину отгонять… Потому что 7 человек, хоть и 5 женщин – жить-то все хотят. Человек в такой ситуации способен на многое, любое сопротивление может оказать. Так что было, как минимум, 4 человека.

То, что много ножевых ранений, тоже характеризует, что люди молодые, не сильно опытные, но с готовой мотивацией на совершение действий. А закаменцы – потому что они их убивали сознательно, уничтожали свидетелей. Однозначно собирались убивать изначально, замысел на убийство уже был. Город маленький, те, кто более-менее пальцы разгибает, всем предпринимателям известны, потому что они и ходят там дань собирают.

Такой жестокости две причины. Во-первых, та братва, которая сидит там, голодная, молодая и очень злая. Я когда еще там работал, видел, как они себя ведут. Они дерзкие, порода самых низовых торпед, пехота, которую можно совать во все дыры, а они считают это романтикой. Типа, вот мы можем, мы крутые. На самом деле - просто безбашенная молодежь, которая ни боли не чувствует, ничего, и способна на такую звериную жестокость. Они такие «псы с окраин», которые за какую-то якобы идею бегают, а на самом деле просто жить хотят хорошо. Их не так много, на моей памяти та группировка, которая была из активных, и которые не боялись «показаться», вокруг «смотрящего» ходили, я насчитал человек 10-12. Плюс мелкие воришки, мошенники, не более 20-25 по Закаменску. Причем основная масса из русских - город такой. Бурятов из деревень не очень много в этой братве, те, кто «смотрел» за городом – почти все русские. Тот смотрящий даже по понятиям мира воровского вообще отморозок был, позволявший себе совсем тупые поступки. Из его окружения буквально один-двое были, которые хотя бы как-то с мозгами дружат. А остальные совсем безбашенные. Питание плохое, образование никакое, сама обстановка предполагает. Если семья не очень благополучная – путь, «стопудово», туда, в братву.

В бытность, когда я там работал, сильно не наглели, на дерзкие выходки не были готовы. А когда голодная приструненная братва воздерживается – это страшно. Вот сейчас и сорвались. Там, среди них, всегда власть страдала. Последние заметные фигуры, которые что-то значили, могли власть держать, хоть как-то отношения с окружающим миром выстраивать, они уже выросли из этих штанов, делом занялись, никто из них сидеть не хочет. Свято место пусто не бывает. Прежний смотрящий уехал, пришла молодая поросль, которая жрать хочет и водку пить. Стало еще хуже, беспредел начался. Последние годы, начиная с конца 90-х, там ни одного нормального смотрящего не было. Либо молодые совсем, либо агрессивные придурки, когда-то какой-то опыт поимевшие.

По сравнению с другими районами обстановка здесь явно тяжелее, так как в других районах, поближе к городу, у братвы и в диаспорах денег побольше, свободу побольше ценят, стараются впрямую не попадать. Закамна и дальние глухие районы – денег у братвы нет, а желания жить красиво полно. А насчет версии с конкурентами - никто там конкурентов устранять не будет. Убийство – это тяжелая вещь, а, простите за цинизм, семь человек убрать с этого закаменского рынка – это ничего, все торгуют всем одинаковым. Тут других составляющих, скорей всего, нет – чистый грабеж и устранение свидетелей.

А почему так произошло? Не хочется в политику лезть, но это - самое тяжелое следствие экономической ситуации в районе, где нет реальных возможностей заработать даже этим браткам. И те, кто на свой страх и риск лазят в штольни, и предприниматели, кто хоть что-то может сделать – все обложены. Если тысяча прибыль в день будет у них – это хорошо, братва сильно их тоже не напрягает, понимают. На рожон сильно не лезут, а то милицейскую педаль надавят. Все друг друга знают прекрасно, полянка небольшая, нет формального повода – никто никого не трогает. Если бы «Джидакомбинат» заработал… Но надо знать, что такое «Джидакомбинат» сегодня, знать его состояние. Нужна модернизация, а это очень дорого. Если «Джидакомбинат» будет шевелиться, то может быть что-то изменится. Это же градообразующее предприятие. Вот пресловутая проблема малых городов. А то, что говорят, как в Закаменском районе все хорошо, и все развивается – ерунда все это.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях