Марине Кушнаревой 9 лет, но ее пониманию святости родных мест могут поучиться многие взрослые. Итак, случай, произошедший с Мариной возле села Куйтун.
Место предков
Мы с мамой и папой часто ездим в лес. Наше любимое место – возле села Куйтун. Там далеко в лесу есть красивая поляна с ручейком. По воспоминаниям моего дедушки, на этой поляне молились наши предки. Там растет огромная сосна. Однажды возле этой сосны мы разожгли костер и решили поблагодарить предков угощениями. Погода была ясная и солнечная. Вдруг над нами нависло большое облако, и слетелись птицы. Сначала было немного страшно, но потом легко. Я поняла, что в таких местах живут местные духи, которые защищают людей, чтобы они были добрей и справедливей.
Как угощают местных духов
Как видим из письма Марины, ею описан бурятский обряд угощения духов предков. Видимо, несмотря на фамилию, в предках у нее были буряты. По правилам всех духов угощают первыми кусочками и каплями нетронутой пищи – «дээжэ». Обязательно подносят угощение и огню. Напоминаем, что его нельзя разжигать нечистыми руками, бросать в него мусор, недопустимо плевать в него, сидеть, вытянув к нему ноги. То, что нависло облако и слетелись птицы, обычное явление. Считается, что так иногда проявляют себя духи. Нам остается только поблагодарить родителей Марины за хорошее воспитание дочери, а в благодарность наша редакция собрала самые интересные сведения о родных местах автора письма.
Из легенд и преданий
«Давно это было, старики говорили. Где теперь деревня Куйтун стоит, там раньше, до русских, много бурят перемерзло. Место то самое студеное, и буряты там никогда не жили. Как только их народ там поморозился, то место прозвали Куйтуном, да и русские его тоже так называют. Если бы буряты знали про те студеные места, они бы никогда там не остановились и беды бы не случилось. Куйтуном буряты зовут шибко большой холод. Мы к этому привыкли и мороз тоже «куйтуном» зовем» – пишется в книге «Байкальские легенды и предания».
Недаром это легенды. Верное в этих преданиях лишь то, что название «Куйтун», действительно, произошло от бурятского слова «хуйтэн» - холод. Сейчас это село считается чисто семейским, хотя исторические источники говорят о том, что первыми жителями Куйтуна были казаки и буряты. Многие из мухоршибирских бурят помнят о родовых священных горах вблизи Куйтуна. Так, известный краевед Владимир Будаевич Цыбикдоржиев рассказывал о том, как во время войны маленьким ездил с матерью молиться на гору у Куйтуна после гибели родственника на фронте.
«По рассказам жителей, записанным в конце XIX века, куйтунская деревня была основана более 200 лет тому назад, а именно в 1689 году. Население ее состояло «частию из инородцев-бурят, оттого буряты и дали название месту Куйтун, по-братски «куйтун-байна», значит холод, и казаков, частию из переселенцев из других мест европейской России…» - писали «Забайкальские епархиальные ведомости» в 1901 году.
Появление семейских
Приведем отрывки из исследований известного ученого Фирса Болонева. По его сведениям, в 1765 году в Куйтуне к 30 дворам новообрядцев-старожилов были подселены старообрядцы, размещенные в 40 дворах в количестве 205 человек мужского пола и 192 - женского. В 1795 году старообрядцы проживали в количестве 75 домохозяев. С 1766 по 1795 год из Куйтуна отселились ряд семей старообрядцев в деревни Надеино и Новая Брянь. В 1777 году в Куйтуне была основана церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Это была новообрядческая православная церковь, она существовала до 1879 года. В этом году сгорела.
Против прививки от оспы
В 1824 году в куйтунском сельском обществе новообрядческих крестьян-старожилов было 54 ревизских души. Они на жалование оспенному ученику внесли 10 рублей 80 копеек. Следовательно, старожилы уже прививают от оспы. А старообрядцы против прививки от оспы. Они считают, что знак от оспы идет от антихриста.
До 1896 года в куйтунском приходе не было никакой школы. С 1870-х гг. детей учили по домам чтению и письму отставные солдаты и поселенцы. 15 марта 1896 года был приспособлен для школы купленный на средства потомственного почетного гражданина Николая Ивановича Голдобина старый обширный дом, стоивший более 1000 рублей. Здесь была открыта школа грамоты.
Мариинская школа
Затем в апреле того же года она была названа церковноприходской. По просьбе попечителя школы Н.И. Голдобина новообрядческий епископ Забайкальский и Нерчинский Георгий ходатайствовал о присвоении школе наименования «Мариинская» в честь императрицы Марии Федоровны. Царь и царица дали согласие, и школа стала называться Куйтунскою-Мариинскою. «В названной школе в 1899 - 1900 учебном году обучались 31 мальчик и 6 девочек. Из них: новообрядческого православного вероисповедания - 33, православного старообрядческого - 3, иудейского - 1, крестьянского сословия - 31, духовного - 1, военного - 3, мещанского - 1, поселенческого – 1», – писали «Забайкальские епархиальные ведомости» в 1901 году.
Школа содержалась на средства попечителя. Им в 1899 году на собственные средства в с. Куйтун построено новое деревянное здание на каменном фундаменте, стоившее до 3000 рублей. Законоучителем был местный новообрядческий священник Иосиф Барышевцев, учительницей - священническая вдова новообрядка Мария Ивановна Громова. Жалование учительницы было 250 рублей в год. Еще доплачивали из училищного совета: учительнице - 120 рублей, законоучителю – 60 рублей. До 1924 года в селе была двухкомплектная школа. В 1927 году она размещалась в здании «пожарки». В 1928 - 1929 гг. она стала четырехкомплектной. В 1931 году построена первая школа. В 1932 году она была преобразована в семилетнюю.
7 июня 1998 года в день празднования Святой Троицы в с. Куйтун был освящен вновь построенный древлеправославный храм во имя святителя Николы Чудотворца. Он стал первым старообрядческим храмом, восстановленным после долгих лет воинствующего атеизма в Бурятии.
Происхождение названий окрестностей села Куйтун
Из доклада И.Ф. Афанасьевой на XLIV научной студенческой конференции по топонимике в 2009 году мы узнали, что на территории с. Куйтун находится шесть кладбищ, давших семь наименований. Еврейское кладбище расположено на расстоянии около двух километров на запад от села. Название мотивировано тем, что здесь в конце XVIII века хоронили жителей еврейской национальности. Имеет второе название - Пожарище. В конце XIX века кладбище закрыто.
Каменёк - название кладбища мотивировано расположением на юго-восточной окраине села, на северном склоне горы Каменёк. Открыто, по опросу жителей, в конце XVIII века. Здесь хоронили семейских и крещеных татар. В настоящее время является действующим. Хоронят только жителей семейской веры.
Сибирское - расположено на южной окраине села. Кладбище открыто в конце XVIII века. Название мотивировано тем, что здесь хоронили и хоронят в настоящее время жителей только «сибирской» веры. На территории кладбища находится памятник пятерым участникам гражданской войны, зверски замученным белогвардейцами.
Священные горы
Хребет – так называют гору на расстоянии около 10 км от села по прямой в северном направлении. Названа по расположению на вершине перевала по дороге федерального значения Улан-Удэ - Тарбагатай - Мухоршибирь. Издавна считается местом совершения обряда для буддистов. Здесь жители села и другие проезжающие бросают деньги на счастливый путь, когда едут в город или из города, привязывают на сосны ленточки.