Туристическая компания «Байгал Трэвэл» - молодая компания на рынке внутреннего и въездного туризма в Бурятии и Байкальском регионе. Её руководитель Вячеслав Дмитриев решил создать собственный бизнес после 11 лет государственной службы
У истоков
- С туризмом я связан очень давно. В 1999 году я получил диплом менеджера по туризму, это был первый выпуск менеджеров туризма в Восточной Сибири, и после этого сразу начал работать в ОАО «Бурятнефтепродукт» менеджером по связям с общественностью, СМИ, рекламе и туризму. В мои обязанности входило продвижение услуг базы отдыха «Энхалук». По сути, мы первыми в Бурятии начали принимать высокопоставленных гостей, которые предъявляли повышенные требования ко всем элементам туристского продукта: комфортабельности номера, транспортному обслуживанию, питанию, экскурсионной программе. Я разрабатывал специальные вип-программы для руководства НК «ЮКОС», правительства Москвы, «Газпрома», которые заказывали вертолеты, яхты, джиппинг, рыбалку, баню на берегу Байкала. Тогда мало кто занимался подобным форматом обслуживания на высшем уровне, – признается Вячеслав.
У Вячеслава Дмитриева всегда была активная жизненная позиция, он занимался рафтингом, маунтинбайком, пешим, горным туризмом. Покорил такие вершины, как горы Белуха, Мунку-Сардык, Хамар-Дабан, сплавлялся по рекам Селенга, Катунь, Турка. То есть он в прямом смысле знает Бурятию вдоль и поперек.
Государственный муж
Накопленный опыт необходимо было направить на нечто большее, чем работа менеджером коммерческой компании, и в 2003 году Вячеслав приходит на госслужбу в Республиканское агентство по туризму.
- О развитии туризма и необходимости привлечения туристов тогда только начинали говорить, и я могу с удовлетворением отметить, что многое для привлечения туристов в Бурятии сделано с моим непосредственным участием. Мы создавали первые каталоги, буклеты, презентовали Бурятию на всевозможных выставках, проводили ознакомительные туры, специальные мероприятия для привлечения туристов. Постепенно я стал понимать, что на госслужбе уже выработал свой ресурс. Мне хотелось больше общаться с людьми, работать в полях, на самого себя, чтобы результат зависел от приложенных усилий, а не от оклада. Тем более я встретил любимую женщину, родился сын. Нужно было больше свободного времени на семью. Ну и средств больше, – рассказывает бывший чиновник.
Вольные хлеба
Заядлый турист с опытом госслужбы решил заняться тем, что ему лучше всего удается, и открыл турфирму.
- Первым делом я для себя твердо решил, что буду работать только по въездному туризму - встречать гостей в Бурятии. Я проанализировал все плюсы и минусы и начал собирать документы. Чем хорош туристский бизнес? Тем, что здесь начальный капитал требуется не такой большой. Я разработал бизнес-план, подал заявку в центр занятости на конкурс предпринимателей и выиграл небольшую сумму, которую потратил на регистрацию юридического лица (ООО), закупку оргтехники, офисной мебели, арендовал офис в гостинице, - перечисляет предприниматель.
После регистрации ООО первым делом начинающий бизнесмен подал заявку для включения в федеральный реестр туроператоров. Так как включение в реестр является основным показателем безопасности услуг и благонадежности компании. Для этого необходимо было застраховать свои обязательства перед будущими клиентами, что он и сделал.
- Основной сдерживающий фактор в турбизнесе Бурятии то, что туристический сезон длится недолго. В основном все едут летом - с середины июня и по сентябрь. Заявок в первое время было не так много. Но открытие моего бизнеса совпало с экономической и политической обстановкой, способствующей развитию внутреннего и въездного туризма. Был взят курс на импортозамещение, курсовая разница валют сократила выезд туристов и привлекла к нам туристов из Монголии и Китая, а россияне стали отдыхать в регионах России. Для начала я прошелся по всем знакомым, разослал электронную визитку, рассказал о своем новом амплуа предпринимателя на страничке в «Фейсбуке». И даже принял участие в крупнейшей российской выставке туротрасли «Интурмаркет». Также я прошел аккредитацию гида-экскурсовода, и потихоньку меня стали привлекать сначала для проведения экскурсий, потом стали появляться заявки на комплексное обслуживание, – рассказывает Вячеслав.
Широкая байкальская душа
Для туризма очень много значат личные связи, обаяние, так как туризм в первую очередь эмоции. Вячеслава Дмитриева по праву считают человеком с широкой байкальской душой. Туристы уезжают в восторге от своего организатора тура, который не только четко организует все по программе, но и знает много легенд и преданий о Бурятии, играет на гитаре, обладает хорошим чувством юмора.
- В первое время я работал один. Мне очень помогла супруга, которая преподает английский язык. Перевод на английский всех материалов очень важен для презентации иностранным туристам. С иностранцами переписку ведет именно она. Этим летом у меня было несколько иностранных групп из КНР, Тайваня, Чехии, Голландии, Турции, приезжали индивидуальные туристы из Португалии, США и даже Зимбабве. В летний высокий сезон я привлекаю для работы экскурсоводов, переводчиков, водителей, в офисе мне помогает менеджер. Если летом я непосредственно принимаю группы, организую трансферы, размещение, экскурсионное обслуживание, то зимой занимаюсь обработкой заявок на весну-лето. Продаю путевки на озеро Байкал для местных жителей, обслуживаю небольшие корпоративные группы, которые все чаще проводят тим-билдинги, деловые мероприятия на озере Байкал, провожу обзорные и тематические экскурсии для школьников. Два года подряд с партнером из Москвы «Клубом путешествий Михаила Кожухова» организовывал 9-дневный тур «Лунный Новый год на Байкале».
Сейчас могу сказать, что у меня интересная работа, любимая семья, много друзей во всей Бурятии и на Байкале. В планах расширение компании, развитие линейки турпредложений, увеличение объемов продаж.
Для запуска бизнеса вложено: 100 тыс. рублей.
Окупаемость: 1 год.
Оборот: 500 тыс. рублей в сезон.
В среднем 130 обслуженных туристов в сезон.
Средняя стоимость: от 200 рублей за экскурсию до 50 тыс. рублей за тур.
Точки продаж: офис в гостинице.
Клиенты: иностранные и российские туристы, школьники, пенсионеры, корпоративные клиенты.