Как лама изгнал злого духа (мистика) - новости Бурятии и Улан-Удэ
Главное Популярное Все
Войти

Как лама изгнал злого духа (мистика)

Светлана Чимитова
4420

рисунок Валерии Дашиевой

Загадочные истории читательницы «ИП», которая сохранила в памяти сказки своих предков

Моя бабушка родилась в 1893 году, она знала очень много старинных сказок про добро и зло, про духов, про сильных духом лам. В основном ее рассказы были про лам. О том, как они помогали людям, учили грамоте одаренных мальчиков. И те становились хувараками, а некоторые из них могли бороться с нечистой силой.

Когда я была маленькой, бабушка учила меня: выходя из дома, всегда насухо вытирай рот, не ешь на улице, не побрызгав вокруг себя. Никогда не садись под одинокое дерево, не заглядывай в щель забора. Никогда не сплетничай, не складывай руки на груди, не подбоченивайся. В сумерках не зови людей по именам, потому что всегда вокруг нас находятся невидимые духи. Если выйдешь с остатками пищи на губах, то голодный дух оближет тебя и вскоре на лице появятся язвы и болячки. Под одинокое дерево всегда заселяются духи, которые могут тебе навредить. Когда зовешь человека в сумерках по имени, дух вселится в него.

А когда на земле рождается великий лама, то злые силы начинают беспокоиться и стараются сделать такое зло, чтобы люди болели и страдали. Об этом ее первая сказка про злого духа.

История про злого духа

В  одном  селении  жил  мальчик-сирота.  Родители  рано умерли, воспитывали его родственники. Он рано начал работать, пасти скот и всегда говорил родственникам, что  хочет  поехать  учиться  на  ламу. Мало  кто  верил  в  него,  с  великим  трудом пошел он в послушники  в  дацан.  Видя  его усердие  и  в  учебе,  и  в  вере, настоятели отправили в Тибет.

Прошло много лет, он вернулся  домой.  И  тогда,  по  всеобщему  признанию,  он  стал  одним из лучших лам. Однажды  во  время  Сагаалгана  лама  много  времени проводил  в дацане на молебнах. Приходил домой очень поздно.  А жил  он  один  в  маленьком доме.

Как-то  раз  он  шел  домой и, подходя к своему скромному жилищу,  с  удивлением  заметил, что  там  горит лампа и из трубы идет дым. Кто-то топил его печь. В доме было тепло и царил приятный  запах  вкусной  еды. Кругом был порядок — кто-то подмел пол и убрался. Он, конечно, был поражен, но не подал виду. Лама понял, что тут что-то  не  так. Кто-то  невидимый  двигается  по  дому.  Незримое  существо  пододвинуло к нему столик, на стол поставило еду. И тут лама догадался,  кто  в  его доме.  Поев, он  сказал: «Чего  ты  боишься? Покажись!». Перед ним показалась  молодая девушка  с красивым лицом и в прелестном  одеянии.  Лама  сразу  же сел на свое место и начал как всегда  читать  молитвы,  зажег  благовония.  Девушка  во время молитв молодого ламы кричала,  визжала,  меняя  самые ужасные образы. Но лама был спокоен и не обращал никакого внимания. Так прошла ночь.

Утром в дацане он рассказал  шэрээтэ-ламе  об  увиденном.  Тот  собрал  всех  лам,  и священнослужители  решали, как  изгнать  из  дома молодого ламы злой дух. Главный настоятель дацана посоветовал: надо отправить эту женщину-шулмас к Сагаан Убгэну, который изгоняет таких духов.

Прошло  несколько  дней, дух  так  и  живет  с  ламой,  не дает покоя ни днем, ни ночью. Настоятель дацана предупредил молодого ламу: «Когда ты будешь ее отправлять, она будет  плакать,  в  ногах  валяться, чтобы ты передумал и дал другое поручение».

Придя  вечером  домой, лама  видит —  дух  смиренно сидит у него дома и хочет любое  его  желание  исполнить. «Золота,  серебра  хоть  откуда принесу,  только  закажи», — говорит  женщина-шулмас.

Молодой лама говорит ей, что она должна один золотой волос  украсть  из  бороды  Сагаан Убгэна и принести ему. Она в  ужасе  упала  перед  ним  со словами: «Только  не  это! Давай любое другое поручение!».

Но  лама  был  непреклонен — только  золотой  волос  из  бороды. Три  дня  она  плакала,  ревела,  рвала  на  себе  одежду, только чтобы лама передумал. Но он стоял на своем. Кое-как она  согласилась,  но  поставила ему условие:

«Когда я буду возвращаться,  пусть  двери дома  будут настежь открыты. Из  крови  черной  кошки  сделай  мне  напиток,  из  экскрементов бешеной черной собаки  сделай  благовоние.  Окури весь  дом  и жди меня!».

Лама дал согласие. Проходит  три  дня.  Все ламы  дацана  собрались  у дома, где жил злой дух, и стали  читать  молитвы,  освящать местность белым молоком. Из священной ая-ганги зажигали благовония.


рисунок Валерии Дашиевой

Тут  внезапно  в  небе  прогремел гром и сверкнула молния, небо почернело. Освещали все вокруг только зажженные лампады. В небе показалась  точка.  Сперва  она  была маленькой,  но  приближалась очень  быстро.  И  люди  вокруг увидели, как с истошным криком  на  бешеной  скорости  летит на них косматая страшная женщина. Она вопила: «Что ты наделал!  Просила  ведь!  Черной крови!».

А  за ней летит Сагаан Убгэн в белой одежде. Он взмахнул золотой палицей и поверг нечистую одним взмахом. Она рассыпалась  на  мелкие  частички  и  исчезла.  Сразу  стало  светло,  черные  тучи  ушли, запели  птицы.  Счастье  и  покой вернулись в дома людей и сердца верующих людей.

Череп

В  давние  времена  жил мальчик-пастух.  Пас  он как-то  в  степи  скот  и  нашел  человеческий  череп, побелевший  от  дождей  и снега. Долго рассматривал его  и думал,  что  бы  с  ним поделать,  как  его  использовать.  Нарвал  дикий  лук мангир  и  начал  набивать челюсть черепа. И, смеясь, спрашивает: «Гашуун  байну?» («Горько  тебе?»).  И тут  череп  заговорил: «Гасун  байна-а!» («Горько!»). В  страхе  мальчик  отбросил череп и ускакал на коне  подальше  от  этого  места. Но  череп  покатился  за ним и с тех пор не оставлял мальчика ни днем, ни ночью.

И не знал мальчик, как избавиться  от  него.  Все  в  округе,  увидев  мальчика  и  череп,  в  ужасе  разбегались  в разные стороны. Он прятался от своей страшной находки, уезжал на коне в другую местность. Но череп все равно катился за ним. Тогда мальчик пошел на хитрость.  Он  заметил,  что, как снимет седло с коня, череп  остается  рядом  с  ним.

Знал как будто, что без седла наездник никуда не ускачет. Пастух три дня выезжал в степь и ночевал под открытым  небом,  череп  находился рядом с седлом. Мальчик спал,  сделав из  седла изголовье. И череп охранял седло.

На  четвертый  день  на рассвете  мальчик  сел  на коня  без  седла  и  ускакал. Череп остался. И до сих пор где-то в степи череп охраняет его седло. Только таким образом находчивый пастух избавился от неприятного соседства.


Читать далее