Общество
3785

Моя поездка в Польшу: Белорусские контрабандисты и проезд за 55 рублей с кондиционером

Путевые заметки улан-удэнки о Польше [часть 1]

Фото: fotobus.msk.ru / Mateusz Buczek и автора публикации

Пока Россельхознадзор вовсю давил запрещенные польские яблоки, я решила в очередной раз побывать в Польше. Эти поездки стали уже традицией. Герои «Иронии судьбы» на каждый Новый год ходят в баню, а я вот езжу в эту далекую страну. И каждый раз открываю в ней что-то новое. За эти годы накопилось множество впечатлений, которыми хочется поделиться.

Начну с очевидных вещей, которые замечаешь сразу, еще по дороге.

Толпы беженцев

В Польшу всегда добираюсь поездом. Во-первых, так дешевле, во-вторых – отличный способ понаблюдать за местными жителями.

Белорусский Брест – приграничный город, от Польши его отделяет река Буг и пункты пограничного контроля. Один из них – железнодорожный.

Три раза в день с Варшавской стороны Бресткого вокзала курсирует электричка Брест-Тересполь. Время в пути – 20 минут. В зале ожидания и собственно в самой электричке невольно обращаешь внимание на толпы людей кавказской национальности. Большинство из них – чеченцы и грузины. Война в Чечне давно закончились, но сложная экономическая ситуация вынуждает людей покидать родную землю. В ЕС пытаются въехать в основном молодые семьи, пожилых людей среди них я не видела. Кстати, наше телевидение активно рассказывает о том, как люди по морю добираются до Европы, но ни разу я не видела сюжет о белорусском транзите, хотя он существует уже очень давно.

В Тересполе пассажиров встречают польские пограничники – мужчины в форме и балаклавах. Белорусы и туристы покидают вагон первыми, затем выводят претендентов на статус беженца. После проверки документов некоторые останутся в Тересполе, остальных запустят в зал ожидания вокзала, чтобы посадить на обратный поезд.

И так повторяется изо дня в день, в течение, наверное, уже лет 15-ти.

Белорусские контрабандисты

Жизнь в Беларуси не сахар, поэтому люди ищут всевозможные пути, чтобы хоть как-то подзаработать. Жители Бреста регулярно выезжают в Тересполь или другие близлежащие польские города (например, Бяла Подляска) чтобы купить продукты, предметы бытовой химии либо технику. Кто-то, например, покупает в Польше автомобильные шины. Цены там гораздо доступнее, чем в Беларуси и ассортимент намного шире.

Возникает логичный вопрос – если заработки у белорусов такие скромные, на что они закупаются в соседнем государстве? Ответ прост – часть белорусов прибедняется, другая часть занимается контрабандой. Жители Белоруси совершенно спокойно покупают у себя сигареты и продают их в Тересполе. Сигареты в ЕС, как известно, стоят очень дорого, поэтому торговля приносит выгоду. На вырученные средства от продажи нескольких пачек вполне можно закупиться в «Бедронке» или «Стокротке» (польские продуктовые сети супермаркетов). На утренней электричке белорусы уезжают сбывать свой незамысловатый товар, а после обеда возвращаются обратно с авоськами.

Кондиционеры в автобусах

После того, как я благополучно прошла пункт пограничного контроля, поменяла рубли на злотые, настала пора подумать о том, как двигаться дальше. Пунктом назначения была Варшава. Добраться до Варшавы можно как на автобусе, так и поездом. Я выбрала поезд, он все-таки комфортнее. Большинство предпочитает передвигаться между городами на автобусах – ездят они чаще и проезд дешевле. Но тем и привлекательнее поезд – если автобус может быть «укомплектован» полностью, то в поезде почти всегда есть много свободных мест, куда можно поставить свой багаж, не волнуясь о том, что он испачкается.

Однако с польскими автобусами познакомиться все же удалось и знакомство было приятным.

За 5 лет, что бываю в Польше, довелось побывать во многих городах – как крупных, так и небольших. И практически везде я пользовалась общественным транспортом.

Привыкнув к тесноте и духоте в наших маршрутках, было непривычно ощутить приятную прохладу в польских автобусах. Да, в них стоят кондиционеры. В этом их несомненный плюс.

Что касается тесноты, то в часы пик в польские автобусы, как и у нас, набиваются толпы народа. Но, повторюсь, кондиционеры позволяют нормально дышать.

Что еще очень важно. Во всех польских городах на каждой остановке есть информационный стенд – «розклад язды» (расписание движения), где все подробно расписано: номер автобуса, полный перечень его остановок и время прибытия на каждую остановку. В крупных городах, помимо информационных стендов, на каждой остановке есть электронные табло, на которых отображается номер автобуса и время его прибытия на остановку. За 5 лет своих путешествий по Польше я ни разу не столкнулась с тем, чтобы автобус опоздал. Чтобы выйти из автобуса, необходимо нажать кнопку возле одного из выходов. Автобусы, кстати, тоже внутри оснащены небольшими электронными табло, где указывается текущая остановка и следующая.

Что касается стоимости проезда, то она достаточно высокая, как в Варшаве, так и в других городах. Например, в Варшаве стандартный билет на проезд в общественном транспорте стоит 3 злотых 60 грошей (курс злотого к рублю 1 PLN = 16.0750 RUR). В Люблине (город на востоке Польши) проезд стоит 3 злотых 40 грошей.

Польские контролеры

В польском общественном транспорте водитель не будет протягивать руку за деньгами, как это бывает в наших автобусах. Водитель может только продать билет, если у вас его нет. Нет там и кондукторов. Пассажир должен самостоятельно пробить билет в компостере. Такой подход, казалось бы, должен способствовать поголовно безбилетному проезду. Однако этого нет, потому что никому не хочется платить мандат (штраф) за безбилетный проезд. Штраф для «зайца» составляет 266 злотых. Так что лучше не рисковать.

Продолжение следует. В новых путевых заметках вы узнаете о привычках поляков, почему они уезжают в Ирландию, расскажу о состоянии польских дорог и их медицине.

Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях