Хурал
915

Депутаты Народного Хурала провели выездное заседание совета

Рабочая программа была насыщенной: помимо обсуждения четырех вопросов из повестки заседания, депутаты побывали на сельхозпредприятии АПО «Кяхтинское»

Поддержать бурятскую аборигенную породу коров

Первым пунктом рабочей поездки депутатов стало посещение агропромышленного объединения «Кяхтинское». Это предприятие открылось в 2009 году. Его уникальность заключается в том, что оно включено в реестр племенных репродукторов Министерства сельского хозяйства РФ по разведению КРС казахской породы и лошадей бурятской породы.

Директор агропредприятия Виталий Самбуев в 2010 году закупил 270 голов КРС казахской белоголовой породы. А в 2015 году АПО «Кяхтинское» приобрело 93 головы КРС бурятской аборигенной коровы.

На 1 июня 2016 года общее количество голов КРС в АПО «Кяхтинское» составляет 2500, в том числе 760 маточного поголовья. Кроме КРС в хозяйстве содержится 3500 голов овец, 230 лошадей и 300 свиней, а также 15 000 птиц. Предприятие выращивает зерновые и кормовые культуры, построено 10 стоянок для КРС. На предприятии работают более 30 человек основных работников, на сезонных работах задействовано до 60 человек.

Ученый-биолог, зоотехник Булат Бастуевич Лхасаранов рассказал о бурятской аборигенной породе коров.

- Мы сейчас пытаемся восстановить генофонд. Пока, по самым скромным подсчетам, нам нужно 12 млн рублей. В России из отечественных пород мясного направления есть только одна порода – калмыцкая. Но на одной породе мы мясную проблему не решим. У нас есть возможность создать вторую породу мясного направления, - сказал ученый.

Председатель Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев отметил, что деньги найти можно, но для этого следует разработать целевую программу.

-  Мы не можем просто так вкладывать деньги на такие расходы. Скот является собственностью АПО «Кяхтинское». Если бы поголовье было в собственности Бурятии, легче было бы вложить средства. Поэтому нужно разработать целевую программу, создать бизнес-план, где четко прописать, на что тратим 12 млн рублей. Мы должны выделить средства и получить результат, - подчеркнул спикер.

Кроме того, по мнению Цырен-Даши Доржиева, Бурятию необходимо зонировать. То есть в одних районах развивать мясное скотоводство, в других – разводить табунный скот, в третьих – выращивать зерновые культуры.

Как в Бурятии работает 131-й ФЗ?

Напомним, совет представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале является консультативно-совещательным органом. Он образован с целью дальнейшего развития местного самоуправления, повышения роли представительных органов местного самоуправления, улучшения нормотворческой деятельности. Совет состоит из депутатов трех уровней – Народного Хурала, районных Советов и Советов поселений.

Председатель комитета территориального развития при администрации главы РБ Баир Жамбалов рассказал о применении 131-го ФЗ в Бурятии.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»  был принят в 2003 году. Сельские поселения Бурятии приступили к исполнению своих полномочий с 2006 года.

- За 10 лет действия 131-го ФЗ в Бурятии количество вопросов местного значения увеличилось у поселений с 22 до 39, у муниципальных районов - с 20 до 40, у городских округов - с 20 до 42. Это повлекло увеличение объема расходных обязательств. 131-й закон предоставил право заключать с органами местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче части полномочий, предоставляемых из бюджета поселений в бюджет района и наоборот, - сообщил Баир Жамбалов.

В 2005 году было издано распоряжение правительства РБ, которое регламентирует заключение соглашений. В распоряжении рекомендовано заключать соглашения между двумя уровнями местного самоуправления. В 2006 году между районами и поселениями заключено 969 соглашений. Были переданы такие полномочия, как планирование застройки, территориальное зонирование, установление правил землепользования и застройки территорий, изъятие земельных участков в границах поселений, организация в границах поселения водоснабжения, теплоснабжения и прочее.

- В 2012 году количество соглашений сократилось до 555. Это говорит о том, что некоторые поселения вполне успешно исполняли полномочия самостоятельно, - сказал председатель комитета территориального развития.

В 2016 году между муниципальными образованиями подписано 657 соглашений. Общая сумма субвенций составила 109 млн рублей. В основном переданы полномочия по формированию и исполнению бюджета поселений, предоставлению отчетности, осуществлению расходов.

- За счет этого мы централизовали бухгалтерии, появилась оперативность. Стал проводиться внешний финансовый контроль, что позволило довести заработную плату работников бюджетной сферы до уровня средней по экономике, - отметил Баир Жамбалов.

У каждого поселения свои проблемы

Как оказалось, у глав поселений и районов, присутствующих на заседании, накопился ряд вопросов по исполнению 131-го ФЗ.

Глава сельского поселения «Никольское» Мухоршибирского района Игорь Калашников задал Баиру Жамбалову два вопроса.

- Имеет ли право район в одностороннем порядке не принимать на себя полномочия по культуре и водоснабжению? Или может выбирать – взять на себя только зарплату, а содержание оставить поселению? У нас есть спорные вопросы: район платит зарплату, но мы содержим учреждения, то же самое по водоснабжению. Тысяча рублей выделяется в год на одну водокачку по соглашению и все. Все проблемы решаем самостоятельно, - пожаловался глава поселения.

Председатель Совета депутатов Мухоршибирского района Ольга Симухина также рассказала о проблемах по водоснабжению.

В Мухоршибирском районе централизованное водоснабжение частично осуществляется только в селе Мухоршибирь и в пос. Саган-Нур. Жители частного сектора берут воду из водокачек и водоразборных будок. В Саган-Нуре всего 3 водокачки, в Мухоршибири  - 43. В других сельских поселениях - от 2 до 18 водокачек. Всего их 138. При этом удаленность населенных пунктов от районного центра составляет до 90 км.

-  Вопрос по водоснабжению целесообразнее возложить на сельские поселения. Им занимались главы поселений самостоятельно и на должном уровне. Поэтому необходимо внести изменения в закон. Прошу депутатов поддержать инициативу, - сказала Ольга Симухина.

Опыт по объединению

Председатель комитета Народного Хурала по государственному устройству Борис Ботоев рассказал об объединении поселений.

- Сейчас в Бурятии 287 поселений.  Было время, когда район получал из бюджета средства в зависимости от количества поселений. Затем во главу угла начали ставить количество населения. Так малые села оказались в неравном положении, - напомнил Борис Ботоев.

Выходом из трудного положения для малых сел стало объединение с более крупными поселениями. В Бурятии процесс объединения сел начался в 2011 году. Так, Старый Онохой объединился с Новым Онохоем, Большелугское поселение объединилось с Новодесятниковским, Селендума с Хацаганским, Еройское с Таежным, Улан-Одонское с Хоринским и т.д.

- При объединении в Онохое все остались довольны. В Старом Онохое отремонтированы дороги, клуб, школа, - подчеркнул депутат.

По мнению Бориса Ботоева, на селе пора возрождать институт старост.

- Везде стоит вопрос о старостах. Сейчас он возрождается. Мы вскоре примем изменения в закон о МСУ, где внедрим институт старост. Содержаться они будут за счет поселений. Староста может выдавать все необходимые справки жителям, чтобы они не бегали в районный центр за ними, - сообщил Борис Ботоев.

Участники совета обсудили все плюсы и минусы объединения, прозвучали разные мнения. Итоги обсуждения подвел председатель Народного Хурала.

- Нужно думать в первую очередь об удобстве людей. С 2011 года идет объединение, есть сторонники и противники. Сегодня мы обсудили проблемы, будем изучать опыт и устранять негативные последствия. Сильный должен объединяться со слабым, только в этом случае будет прок, - подчеркнул Цырен-Даши Доржиев.

Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях