Азия
6563

Кого и как нанимают китайские работодатели в России?

Фото: kapital-rus.ru

Издание Ведомости.Ру опубликовало статью под названием «Российский рынок труда уже ощущает влияние китайских работодателей».

Китайцы нанимают инженеров и менеджеров по продажам, технологов и сельхозрабочих, но предъявляют к сотрудникам особые требования, пишет издание.

Китайцы открывают бизнес везде – от Москвы до Дальнего Востока. Китайские компании стремятся занять ниши, которые раньше контролировали европейские производители: поставки автомобилей, строительной техники, приборов, охранных систем, промышленных роботов и комплектующих. Тем временем специалисты кадровых агентств отмечают рост количества обращений от работодателей из Китая. За последние три года число обращений выросло в четыре раза.  

По мнению специалистов и аналитиков, китайцам выгодно в нынешних условиях работать и развивать бизнес на территории России.

«Себестоимость производимой в России продукции примерно в 1,5 раза ниже, чем в Китае, – прежде всего за счет более дешевой рабочей силы: средняя зарплата российского рабочего составляет $300 – за такие деньги не согласится работать ни один специалист из КНР»

Кроме того, китайских бизнесменов в Россию влекут и более низкие издержки на логистику: возить товар в Европу дешевле, например, из Брянской или Смоленской области, нежели из Китая. Налоговая нагрузка в России меньше, чем в Китае. Согласно докладу Всемирного банка за 2016 г., подготовленному при участии PwC, общая ставка налогообложения в Китае составляет 67,8% от прибыли, тогда как в России – 47%; в Китае компании платят в совокупности девять видов налогов и сборов, а в России – семь. На подготовку документов для налоговых платежей в России уходит 168 часов, в Китае – 261 час, говорится в статье.

Особенно много предпринимателей из КНР в телекоммуникационной отрасли – производство оптоволокна, телефонов, мобильных приложений и другие. Один из крупных китайских работодателей – производитель телекоммуникационного оборудования Huawei Technologies, имеющий офисы в 11 городах России. В нашей стране давно ведется сборка некоторых китайских автомобилей – BAW, Сhery, Geely, Lifan и др.

Какой он босс-китаец?


Фото: www.portalchina.ru

По словам руководителей российских кадровых агентств, китайцы очень придирчиво выбирают персонал. Они ищут менеджеров по продажам с опытом работы от трех лет. Им также нужны инженеры по технической поддержке оборудования и программного обеспечения. В то время когда по всей России без работы остаются квалифицированные инженеры, техники и менеджеры по продажам, их охотно нанимают китайские работодатели – на меньшие зарплаты, например за 80 000 руб. в месяц вместо 100 000 руб., которые, скажем, инженер прежде получал в российской компании.

Идеальный кандидат для китайской компании – человек, проработавший у предыдущего работодателя не менее трех лет, знающий английский язык и готовый интенсивно трудиться за небольшую зарплату. Китайские работодатели не из тех, кто склонен много платить сотрудникам, говорит она. Российский рынок труда привлекателен для китайских компаний, потому что зарплаты здесь в среднем на $200 ниже, чем в Китае. Знание китайского языка очень желательно. Так, по данным HeadHunter, количество вакансий для владеющих китайским языком увеличилось с 993 в 2011 г. до 3910 в 2015 г.

Они не выстраивают доверительные дружеские отношения ни с партнерами, ни с сотрудниками, поэтому, рекрутеры тестируют кандидата на интеллигентность, соблюдение субординации, готовность к небыстрому и планомерному решению вопросов.

Если на рядовые должности китайцы нанимают российский персонал, то на руководящие привозят соотечественников. На них нужно оформлять особую рабочую визу – для высококвалифицированного специалиста (ВКС) сроком на три года. Такая виза выдается специалисту с высшим образованием, с зарплаты которого китайский предприниматель обязуется отчислять в российский бюджет подоходный налог не менее 260 000 руб. в год. То есть оклад ВКС должен составлять как минимум 2 млн руб. в год. 

Большую часть граждан КНР в России привлекает мелкое производство и сельское хозяйство, в частности тепличное овощеводство.

С российского рынка ушло много чайных компаний из КНР: из-за подорожания доллара возить в Россию чай стало невыгодно. Китайцы сегодня составляют конкуренцию россиянам только в сфере частного репетиторства, поскольку китайский язык стал очень популярным. Также в связи с возросшим за последний год потоком туристов в Россию увеличился спрос на гидов со знанием китайского языка.

В России работает около 800 китайских компаний – очень мало по сравнению с общим количеством иностранных предприятий в нашей стране. Спрос на российскую рабочую силу со стороны китайцев – явление временное, массового притока китайцев ждать не следует, потому что местные рынки малы, налоговое законодательство запутано, а бюрократия чрезмерна.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях