Профессия «байер» или История улан-удэнской моды
Главное Популярное Все Моя лента
Войти

Профессия «байер» или История улан-удэнской моды

Полина Ориак
2314

Кто формирует нашу моду и от кого зависит, что будет представлено на полках магазинов. Профессия фэшн-байер и история улан-удэнской моды.  

Вам знакомо это чувство, когда шкафы ломятся от вещей, а надеть всего равно нечего? Опаздываешь на работу, встречу, а все никак не можешь выбрать, в чем идти. Такое разнообразие было не всегда. Всего-то несколько лет назад в нашем городе всё было по-другому. Не было крупных игроков в виде франшиз, а были Элеватор, «Сагаан морин» и «Восточные ворота», которые и формировали нашу улан-удэнскую моду.

Часть первая: как нас одевали в детстве

Советской моде было не до изысков. Все покупали в одних и тех же магазинах, например, в «Детском мире» на втором этаже, и поэтому выглядели более или менее одинаково. Но кому-то могло повезти и знакомые из Монголии или сами монголы могли привезти джинсы Levi’s, белоснежные кроссовки Reebok и даже настоящую жвачку. Совсем в детстве помню коричневую цигейковую шубу, в которую меня заворачивали и почему-то подпоясывали солдатским ремнем с огромной бляхой-звездой. А на голову одевали плотную меховую шапку-шлем на резинке. Повернуть голову было невозможно, поэтому если нужно было что-то увидеть позади тебя, то приходилось полностью разворачиваться. А если ты упал, то можно было перевернуться на спину и лежать, глядя в небо, ожидая, что кто-нибудь большой и взрослый поднимет тебя рывком за ремень и поставит обратно на ноги.

Советское детство

фото: pinterest.com

Часть вторая: лихие 90-е

Когда пришли девяностые годы и рухнул Советский союз, кто-то спасался тем, что умел шить, а кто-то освоил новую профессию – челночник. В какой-то момент все оделись в огромные красно-черные пуховики и какие-то нелепые шапки под названием капоры. Глядя сейчас на школьные фотографии, складывается ощущение, что мы были детьми войны, а не постперестроечными подростками. Желание надеть на себя всё без разбора. Свитера из ангоры с бисером, блестящие разноцветные лосины, огромные заколки-бабочки и пришедшие им на смену софисты-твисты. 90-е: мы одевались как могли

фото: pinterest.com

На улицах играли куклами Барби, переливающейся радугой, прыгали на «кузнечике» и, если у тебя была видео приставка, то твой статус в глазах сверстников повышался до небес и все хотели с тобой дружить.

Тем временем в 1995 году Улан-Удэ открывается первый магазин, который стал продавать настоящую дизайнерскую одежду из Италии (настоящую ли?). В это же время стали появляться огромные вещевые рынки на Элеваторе и Восточных воротах, где витал непередаваемый запах резиновой обуви и одинаковой одежды плохого качества. Быстрей покупай шанхайки на толстой резиновой подошве и беги, а если они порвутся через день, никто не виноват, кроме тебя.

Часть третья: нулевые

Вещевые рынки постепенно становятся более цивилизованными, гордо именуя огороженные торговые места бутиками. Вещи всё те же, всё оттуда же, но более широкого ассортимента, уже можно выбирать. Открываются первые торговые центры: «Большой» на Ленина, куда все ходили покупать обувь, «Сибирь» с первым бутиком одежды из Кореи и собственно все.

Все кардинально меняется ближе к 2010 году, когда начинают открываться супер торговые центры – моллы и приход вместе с ними федеральных франшиз. Маленькие магазинчики, еще открывшиеся в середине 90-х годов, переходят в другой формат или закрываются. Но народный сектор в виде «Сагаан морина» и «Народного рынка» не спешит сдавать свои позиции и все также пользуется потребительским спросом.

Кто же формирует наш выбор одежды?

В Россию профессия фэшн-байер пришла относительно недавно. Сейчас – это профессия и специальность в высших учебных заведениях. Сейчас байер – это тот, с кем хотят дружить дизайнеры, ведь именно от его решения зависит, будут ли представлены вещи конкретного дизайнера в их магазине или бутике. Вещи, которые мы будем радостно скупать, или недовольно морщить нос, мол, опять нечего купить. Вот такая мода в виде ленты Мебиуса.

Мария Булыгина, байер с 6 летним опытом

Мария Булыгина

- Каждый месяц у любой марки выходит новая коллекция, соответственно, каждые две недели ассортимент в магазине должен обновляться, поэтому я очень часто ездила в Пекин. В среднем раз в месяц. Помню, как долго готовилась перед первой поездкой, но всё равно неделю провела в долгих блужданиях по огромным оптовым рынкам в Пекине. Методом проб и ошибок я «наработала» одних поставщиков, с которым плотно сотрудничала на протяжении нескольких лет. Наработанный контакт давал хоть какую-то гарантию качества, иначе весь заказ могли отправить микроскопических размеров вместо XL или совсем другого фасона.

Наверное, многие думают, что имея хороший вкус, можно смело ехать за одеждой для продажи. Отчасти это так, но закуп одежды – это прежде всего тщательная подготовка и анализ предыдущих продаж.

- Перед каждой поездкой я составляла товарный классификатор, то есть список моделей с размерами и количеством. Также всё делала в соответствии с цветовыми картами, то есть сочетаниями цветов; ведь всё, что я закупала, необходимо было потом выставить так, чтобы человек, зайдя в магазин, уж точно ушел с покупкой. Франчайзинговым магазинам в этом смысле проще – им все отправляется из центрального офиса в согласии с мерчандайзинговой картой, которую разрабатывают для всех. А я в нашем маленьком магазине сама пыталась систематизировать свою работу, проводя экономический анализ продаж.

Как сказал в своем интервью интернет-изданию Look at me Бернардо Паоли, преподаватель Британской школы дизайна: «Байер — очень ответственная работа, так как успех модного бизнеса зависит в первую очередь от ассортимента товара в бутике. Если покупатель зайдёт в ваш бутик и не найдёт того, что ожидал найти, – это в первую очередь ошибка байера. Именно поэтому в Москве такой скучный ассортимент в бутиках: байеры боятся ошибок и покупают каждый новый сезон одно и то же, в основном базовые вещи».

- Я смотрела все показы Фэшн ТВ, мониторила новости мира моды, что пишут модные блоггеры, благо наш концепт – стрит-fashion самый популярный. В Пекине из имеющегося ассортимента выбирала согласно моему классификатору, потом мой заказ неделю отшивался на фабриках, и уже через месяц был в Улан-Удэ. С обувью дела обстояли чуть дольше, ее отшивали месяца три. В общем, Пекин или Гуанчжоу сейчас как волшебная страна фабрик, исполняющая любой твой каприз.

Так происходит закуп одежды для магазина в Улан-Удэ, находящегося в трехчасовом перелете от Пекина. А если ехать на запад?

Туяна Гадьянова, байер мультибрендового магазина, г. Санкт-Петербург.

Туяна Гадьянова

- Наш магазин мультибрендовый: Москино, Маккуин, Макс Мара. Мы ездим в Италию в среднем два раза в год, например в феврале я ездила на закупку осень-зима 2016/17. Там я иду уже в заранее намеченные дизайнерские шоу-румы, где каждая марка предлагает нам коллекцию будущего года, отшитую в единственном экземпляре специально для нас, байеров. И мы уже оставляем заказ: что, сколько и какого размера, то есть мы покупаем одежду из первых рук. Иногда мы рискуем и покупаем супермодные новинки, которые могут быть непонятыми у нас, в России. Вообще, есть общая российская тенденция - мы уже отходим от эры «гламурности», когда надо было страз и побольше, глубоких декольте и суперобтягивающих платьев. К этому добавляется специфика Питера. Здесь стиль у людей более европеизирован что ли. Более практичный, но вместе с тем и стильный.

Наши дни

Форматы и концепции магазинов меняются, чутко реагируя на потребительский спрос. Интернет раскрыл буквально безграничные возможности для покупки вещей он-лайн: многочисленные группы Вконтакте, профили магазинов в Инстаграме и просто сайты интернет-магазинов.

Подобные форматы безусловно удобны: нет расходов на аренду помещения, наемного работника, что позволяет сохранить более низкую цену. Здесь вы можете бесконечно листать красивые фотографии и совершать покупки в один клик.

Покупки в один клик

Сейчас уже выросло абсолютно новое поколение, которое мыслит без граничнее, ощущая свободу выбора во всем. Интернет разрушил барьеры, формируя собственный мир и представления о внешнем виде. Фотографии нас в 90-х или даже в середине двухтысячных вызывают как минимум усмешку и удивление, какими нелепыми мы были. Сейчас мы более расслабленны в плане выбора и покупки вещей. Сейчас мы проще подходим к одежде. В любом случае – это прекрасный способ выразить собственную индивидуальность, свой стиль. Главное, научиться делать это со вкусом…

uumoda.ru

Читать далее