Преступная схема, в которую были вовлечены высокопоставленные сотрудники ГИБДД Бурятии, действовала два года – с 2008-го по 2010-й. За это время на учет были поставлены свыше 400 машин-«конструкторов» из Японии.
«Конструкторы»
Схема довольна проста. Из островного государства на территорию России ввозятся автомобили в разобранном виде, по агрегатам. Здесь они собираются в подпольных мастерских и «уходят» по регионам, где остро встает вопрос о легализации незаконно ввезенных машин.
- Есть определенная процедура, нужно заключение органа сертификации о том, что эти машины якобы безопасны. При наличии этого экспертного заключения орган ГИБДД дает разрешение на его переоборудование. На основании этих документов происходит регистрация автомобилей, то есть они легализуются, - рассказала помощник прокурора Железнодорожного района Улан-Удэ Зинаида Цыбенова.
Создание группировки
По данным следствия, начиная с весны 2008 года предприниматель Сергей Бурдуковский решил создать преступную группу для незаконной регистрации автомобилей-«конструкторов». В последующем уговорами и обещаниями высокого дохода он сделал своими соучастниками начальника специализированного отделения ГИБДД в поселке Онохой-2 Андрея Зимирева, а также знакомых коммерсантов Анатолия Елизова и директора ООО «Востоксибтрейд» Владимира Семенова. Последний занимался оформлением автомобилей непосредственно для населения и, как отметили в прокуратуре, имел приятельские отношения с Николаем Бархутовым.
- Бархутов занимал должность начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы в Управлении ГИБДД в Бурятии, по сути, под его покровительством все и происходило, - рассказала прокурор.
За согласие войти в «дело» начальнику отдела дали взятку: по существенно заниженной цене ему продали автомобиль «Тойота Харриер» и в служебном кабинете бесплатно установили дорогой кондиционер. Также в качестве взятки за него гасили банковский кредит.
Еще одним важным участником схемы был владелец ООО «Аркон-Авто» Олег Ахаржанов. Дело в том, что именно он выдавал поддельные заключения о безопасности автомобилей. Причем действовал он от имени «Уральского центра экспертиз по соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности», находящемуся в Екатеринбурге. По прокурорскому запросу, в центре автоэкспертизы сообщили, что такого сотрудника у них нет, а фирму в Улан-Удэ представляет другой человек. Впоследствии, при обыске у Ахаржанова изъяли компьютер, на котором он хранил шаблоны поддельных заключений.
Новые члены
Успешно реализовав несколько преступных схем по незаконной регистрации и продаже автомобилей-«конструкторов», преступники занялись незаконным оформлением уже дорогостоящих машин – крупнотоннажных грузовиков, спецмашин, внедорожников.
Однако в это время Зимирева следователи поймали. Тогда с подачи Бархутова в преступные схемы вовлекли начальника ОГИБДД Заиграевского района Андреева и двух инспекторов из заиграевского подразделения Григория Цаллагова, Баира Батодоржиева. А также сотрудника МРЭО УГИБДД по Бурятии Владимира Савченко.
- Эти трое инспекторов непосредственно принимали документы и регистрировали их, - рассказала прокурор. – Андреев был связующим звеном с заиграевским отделением, Бархутов и Батодоржиев исполняли его указания.
В течение почти двух лет преступники незаконно зарегистрировали более 400 автомобилей-«конструкторов». После регистрации машины были проданы ничего не подозревающим гражданам.
В 2010 году следователем их всех удалось поймать за руку. Незаконная регистрация была аннулирована, а паспорта автомобилей признаны недействительными и изъяты.
Таким образом, на скамье подсудимых оказались девять человек. За исключением бывшего начальника ОГИБДД Заиграевского района, Андреев ранее пошел на сделку со следствием и был осужден на 6 лет условно.
Суд и приговор
29 апреля в Железнодорожном районе Улан-Удэ над ними состоялся суд. Как отметила Зинаида Цыбенова, изначально фигуранты дела шли по статье «Организация преступного сообщества» (ст. 210 УК РФ), также вместе с ней было обвинение по статье «Превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия» (ч. 3 ст. 286 УК РФ).
В суде прокурор настаивал, что преступники дезорганизовали деятельность ГИБДД и подорвали его авторитет. Но суд переквалифицировал эти статьи на более «легкую».
- Была убрана статья об организации преступного сообщества, а «тяжкие последствия» переквалифицировали на ч. 1 ст. 286 УК РФ, то есть просто на «превышение должностных полномочий, - отметила гособвинитель.
При этом в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, суд учел совершение преступления в составе организованной группы. В итоге, по новой статье, так как она имеет категорию средней тяжести, сроки давности к моменту судебного заседания истекли.
Таким образом, организатору «дела» Бурдуковскому дали 3 года и 9 месяцев в колонии-поселении. Его товарищи-коммерсанты Елизов и Семенов получили по 2,5 года в колонии поселении. Эксперт, выдававший липовые заключения о безопасности авто, Ахаржанов получил 3 года лишения свободы также в колонии поселении.
Двух рядовых инспекторов ГИБДД Цаллагова и Батодоржиева осудили на 2 года, их коллега из МРЭО Савченко получил 1,5 года. Все - с отбыванием срока в колонии-поселении.
- Они признаны виновными, им назначено наказание, но в приговоре звучит, что все девятеро по ч. 1 ст. 286 УК РФ освобождены от отбывания наказания ввиду истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности, - отметила прокурор.
В итоге семерых фигурантов в зале суда отпустили домой.
Оставшиеся два экс-начальника ГИБДД осуждены за взятки. Бархутова осудили, как уже говорилось, за три взятки: за «Хариер», кондиционер и погашение кредита.
- У Зимирева было по делу 17 взяток, но суд объединил их в один состав, в том числе там значилась машина «Митсубиши Паджеро», - сообщила Заинаида Цыбенова.
В итоге Бархутов и Зимирев получили по 8,5 лет колонии строго режима. При этом их оштрафовали: первого – на 3 млн. рублей, второго – на 700 тысяч.
Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован.