Ситуацию, сложившуюся вокруг байкальского эндемика, ещё минувшей осенью специалисты охарактеризовали как аномальную. Его численность в 2015 году сократилось почти в четыре раза: в реки нерестовая рыба зашла позже почти на месяц, и зашло мало – меньше миллиона особей, хотя обычно этот показатель составляет около четырёх миллионов. К тому же омуль стал крупнее, старше и медленнее.
В разгар нереста, когда рыба должна мчаться косяками, она просто стояла или уходила на дно. Такую аномалию замечали последний раз около 30 лет назад, но и тогда назвать причины оказалось сложно. Свой «вклад» внесли и браконьеры: с начала нерестового периода в республике за незаконную ловлю рыбы было задержано более тысячи человек. Как сообщили тогда в министерстве сельского хозяйства, больше всего желающих «поживиться» омулем оказалось в Прибайкальском и Кабанском районах.
«Чёрные» рыболовы
Всего в 2015 году изъяли 11 тонн рыбы – на 4,5 тонны меньше, чем в 2015-м. Специалисты Ангаро-Байкальского территориального управления объяснили это усилившейся борьбой с браконьерами, особенно в местах, где наблюдается традиционное скопление омуля. У «чёрных рыболовов» просто не было возможности осуществлять незаконный вылов: в Бурятии действовало свыше 40 стационарных постов рыбоохраны, было организовано 10 специальных передвижных групп. К охране омулёвых запасов привлекли пять теплоходов, которые прикрывали дельты рек при подходе мигрирующих косяков. Проводилась разъяснительная работа с населением и с самими нарушителями.
Ситуацию с популяцией численности омуля взяли под контроль республиканские и федеральные структуры. А учёные даже заговорили о запрете на вылов омуля на пятилетний срок. Эта мера будет вынужденной, иначе его не сохранить, уверяли специалисты. Забили тревогу и заводы-воспроизводители.
Однако власти, несмотря на критическую ситуацию, заявили: такой вариант не рассматривается
- Позиция министерства сельского хозяйства и продовольствия Бурятии такова, что необходимо оставить добычу омуля в 2016 году, – сообщили в ведомстве на правительственном брифинге в ноябре.
«Ловить будет нечего»
До этого запрет на вылов омуля в республике вводили, правда, ограничения носили временный характер. Так, в конце августа 2015 года контроль ужесточили из-за снижения численности популяции рыбы до критической отметки.
Вопрос о сокращении вылова омуля вновь подняли в марте. Цели называли всё те же – сохранить популяцию. Так, директор Байкальского филиала ФГУП «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд рассказал, что в водах озера с 2008 года наблюдается неуклонное снижение запасов байкальской рыбы.
- В 2008 году биомасса омуля впервые опустилась ниже 20 тысяч тонн, к 2012-2013 годам она уменьшилась до 15,4-15,8 тысяч тонн, а к 2016-му – до 15,1 тысяч тонн. Количество заходящих в реки рыб-производителей также продолжает снижаться, – подчеркнул он. – Рекомендация отраслевой науки, основанная на результатах многолетних наблюдений – ввести запрет на вылов омуля в водах Байкала. Если не принять меры немедленно, уже в самое ближайшее время придём к тому, что ловить будет попросту нечего.
Сегодня, по данным ИА «Байкал Инфо», Росрыболовство предлагает вместо полного запрета резко сократить квоту на вылов омуля в озере – с полутора тысяч тонн в 2015 году до 500 тонн в 2017-м.
- Эта мера вызвала огромное недовольство населения Иркутской области и Бурятии, где в конце апреля 2016 года прошли общественные слушания по материалам, обосновывающим общие допустимые уловы водных биологических ресурсов в Байкале с впадающими в него реками, с оценкой воздействия на окружающую среду, – отмечает издание.
Согласно материалам, Иркутской области на 2017 год выдается квота в 65 тонн, из них пять – для научных целей. Участники слушаний в Ольхонском районе заявляли, что это крайне мало, поскольку претендовать одному предпринимателю на вылов менее 5 тонн омуля «просто нерентабельно».
- Сейчас выделенную малую квоту будут делить между собой компания «Байкальская рыба», Маломорский рыбзавод, артель «Ольхон» и несколько предпринимателей. Местное население говорит, что такой объём для Иркутской области всё равно, что полный запрет. Скорее всего, усилится браконьерство, – пишет ИА «Байкал Инфо». – Бурятии предлагается выделить 435 тонны, потому что в республике находится три действующих рыбзавода.
Участники общественных слушаний в Бурятии – представители и работники рыбзаводов, предприниматели и просто любители порыбачить – выразили такое недовольство предлагаемыми допустимыми уловами, что директор «Госрыбцентра» даже отказывается об этом вспоминать. Окончательное же решение по объёму вылова байкальской рыбы в 2017 году будет приниматься в конце мая, когда в Улан-Удэ приедет руководство Росрыболовства.
Издание подчёркивает: в Бурятии часть жителей прибрежных населённых пунктов занимается ловом рыбы в коммерческих целях, причём неофициально. Причин тому – несколько: это и слабый контроль со стороны рыбоохраны, и высокий потребительский спрос на омуль, и нехватка рабочих мест для местного населения.
- Кроме того, у большинства организаций, ведущих промысел рыбы, реальный вылов в той или иной степени превышает официально учитываемый. Достаточно выражен браконьерский лов омуля в реках в период нерестовой миграции. По экспертной оценке, общий вылов омуля в Байкале в прошлом году должен был составить как раз не менее 1500 тонн. Из официально добытых 793 тонн непосредственно в озере поймано 755, а в реках – 38 тонн, – уточняет ИА «Байкал Инфо».