Общество
1365

Иринчей Матханов за национальную доктрину развития отечественного здравоохранения

В Государственной Думе прошло заседание круглого стола фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по теме: «Актуальные проблемы российского здравоохранения и пути их решения»

В работе заседания приняли участие представители министерства здравоохранения России и ФОМС, Счетной палаты, врачебного сообщества из разных регионов страны. Около трехсот человек.

Сегодня в России результатом реформ в духе глобализации и «оптимизации» системы отечественного здравоохранения по западно-европейскому образцу стало стирание преимуществ и достоинств национальной медицинской школы. И случилось невозможное: вместо практикующего врача, в центре внимания государственной системы здравоохранения оказалась фигура «счетовода-бухгалтера» или «кассира-страховщика». Именно эти «профессионалы от экономики и финансов» сегодня определяют духовную сущность и идейный облик российской государственной системы здравоохранения, уровень качества и саму возможность оказания медицинской помощи населению, надежность и перспективы национальной медицинской школы. И ведь во всем мире, всё всем уже давно известно: и про порочно доминирующий в западной медицине синдромальный подход, и про сознательно упрощенную (в угоду аптечному бизнесу) методологию построения общего реестра заболеваний. И про то, что по своей духовной сущности, европейская медицина не обещает вылечить, но гарантирует продажу лекарств, как товара и оказание коммерческой услуги — поскольку в европейской медицине - врач, это специалист, содействующий продажам. Такой вот - маркетолог «аптечного дела». Теперь подобные аномальные сдвиги профессиональной идеологии врачебной деятельности произошли и в нашей стране — в масштабах всей системы здравоохранения. И сейчас, вместо того, чтобы заниматься на государственном уровне изучением и развитием уникальных традиционных национальных медицинских школ и методик, Минздрав занимается оптимизацией расходов, пытаясь «монетизировать принципы» клятвы Гиппократа «под крышей» страхового бизнеса. Сегодня мы столкнулись с выхолащиванием сути и самой идеи государственной медицинской помощи. Если говорить об организационных аспектах реформирования системы здравоохранения советского образца, то с точки зрения медицинских канонов, по сравнению с ныне существующей системой - советское здравоохранение было вполне эффективно и адекватно времени и ситуации. Единственным слабым местом советской медицины — было отсутствие системы реабилитации. Но это уже дискуссионный академический вопрос: считать ли реабилитацию частью государственной медицинской помощи или самостоятельным направлением государственной социальной политики? Грани очень размыты и вопрос не однозначен. Проблему можно и нужно было решать через развитие традиционных национальных оздоровительных методик и направлений, объединив в государственном масштабе все традиционные местные лечебно-оздоровительные школы под эгидой комплиментарной медицины. Но сегодня Министерство здравоохранения, забыв про пациентов и врачей, как и многие другие министерства и ведомства - поглощено другими «важными» задачами: отставиванием своей финансовой автономии.

Есть, например, в нашей стране северная ветвь известной во всем мире тибетской медицины - бурятская медицина. По своей сути — это часть мировой буддиской религиозной доктрины. На этих принципах до сих пор обучаются и практикуют бурятские врачи-целители. Но как чиновникам Минздрава монетизировать постулаты или каноны древнейшей мировой религии, возраст который измеряется тысячелетиями? Еще в советское время это направление медицины, более 70 лет, изучали серьезные академические институты. Были получены уникальные методики и достигнуты великолепные результаты. Но до конца это направление изучено так и не было.

А страдают от этого наши граждане, фактически, ущемляются их конституционные права: людей лишают права выбора эффективной лечебной методики, навязывая одну единственную бизнес-схему, монопольными бенефициарами которой являются исключительно фармакологические бизнес-компании.

Говоря о рациональном развитии отечественной медицины и всей системы здравоохранения России в целом, следует выделить наиболе явные и очевидные вызовы, с которыми мы сталкиваемся на современном этапе. На мой взгляд, их четыре:

1. Россия - страна большая часть территории, которой находится в зоне вечной мерзлоты, с тяжелыми для проживания климатическими условиями.

2. Последние годы у нас в стране возникли проблемы с глобальным и неадекватным изменением рациона питания. Эта тема требует более тщательного и продуманного медицинского контроля: исходя из национальных, а не коммерческих интересов.

3. Современная жизнь во всем мире, в том числе — и в нашей стране, связана с огромной и возрастающей социальной нагрузкой, при существенном уменьшении двигательной активности населения. Сегодня эти показатели, особенно в крупных городах, выходят на грань критических возможностей человека — что провоцирует социальное напряжение и критические ситуации в обществе. И становится серьезной социальной проблемой медицинского характера.

4. Существенным вызовом благополучию населения является глобальное ухудшение экологической обстановки как в России, так и во всем мире. В разных регионах суть и направления этого воздействия существенно различаются. Однако, все эти проблемы объединены активной деятельностью и вмешательством человека. И сопровождаются глобальным «коммерческим подходом»: яростным нежеланием инвесторов и менеджмента платить на территрии России за прямые последствия провала социальных демографических показателей, существенное ухудшение здоровья населения и важнейших экологических факторов (качество воздуха, воды, неблагоприятные физические, химические и биологические воздействия).

В решении этих ключевых вопросов российское здравоохранение должно проявить себя в качестве значимой общественной силы - показать свою «системность»: выявить, доказать, предъявить и локализовать происходящие нарушения, устраняя и исправляя необходимые медицинские параметры и показатели.

Но сегодня наше здравоохранение, как система, должным образом не встроено в систему государственных, общественных и финансовых отношений. Конституционные и общеправовые нормативы не используются в области здравоохранения и благополучия населения в полной и адекватной мере. Социально значимые и актуальные идеи защиты населения сознательно блокируются финансовыми монополиями и инвесторами, а также коррумпированными чиновниками, исходя из своих личных корыстных интересов.

В настоящее время накоплены объемные и подробные материалы о том, что было и есть в системе отечественного здравоохранения. На их основании можно точно и уверенно сказать о том, что нас ждет дальше... Ничего хорошего!

Поэтому ситуация требует немедленного и непосредственного вмешательства высшей политической власти в стране. В данном случае, видится один-единственный выход: прямое обращение к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину - и под его эгидой создание общими усилиями «национальной доктрины развития отечественного здравоохранения». И далее, реализация этого проекта на основе целевых Президентских программ. Исходя из предложенной мною проблематики — таких программ в системе здравоохранения должно быть не менее четырех. Желательно, чтобы они осуществлялись автономно и независимо по каждому из предложенных проблемных направлений. А их сопровождение и координацию осуществлял бы Минздрав, под эгидой структур Администрации Президента России.

Именно такой — доктринальный подход, на мой взгляд, способен комплексно и полноценно решить стоящие перед российским здравоохранением проблемы и задачи. С помощью этих мер - в итоге, можно будет решить главную системную задачу российского здравоохранения: вернуть былую славу и заслуженное уважение к конкретному российскому врачу - не изменившему клятве Гиппократа, беззаветно преданного своему делу и продолжающему лечить и вылечивать больных несмотря ни на что...

Автор: Сергей Александров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях