Бизнес
3371

Кризис в Бурятии затянется до 2019 года?

Жителям России предрекают непростые времена

Фото russianstock.ru

Как сообщают «Ведомости», сегодня в Минэкономразвития России готовится новый кризисный прогноз на 2016-2019 годы. Представить его правительству федеральное ведомство должно уже в апреле. Согласно документу, в ближайшие четыре года страну ждёт «заморажение» зарплат и снижение пенсий, а цены на нефть продолжат падение.

Санкции сохранятся

Специалисты ведомства основываются на том, что средняя цена «чёрного золота» в ближайшие четыре года останется дешевле 50 долларов за баррель и составит 35 долларов за бочку в 2016 году, 40 – в 2017-м и 45 – в 2018-2019-м гг. Это базовый вариант, с ним совпадает оптимистичный. В консервативном стоимость нефти ниже на 10 «зелёных». Впрочем, как отметил собеседник издания, это ещё не прогноз, а просто некоторые условия для обсуждения.

«Базовые гипотезы прогноза» сохраняют на все четыре года сложившиеся внешние условия и решения, принятые в бюджетной политике в 2016 году, отмечают «Ведомости». Кроме того, Минэкономразвития предполагает ускорение темпов роста мировой экономики за счёт развитых стран, сохранение санкций в отношении России и ответных мер до начала 2020 года. Ограниченный доступ к рынкам капитала снизит его отток – с 35 миллиардов долларов в 2016 году до 15 миллиардов долларов – в 2019-м.

Сэкономят на «социалке»

Как сообщает издание, бюджет продолжит экономию на социальных расходах. Пенсии, как и в 2016 году, будут индексироваться раз в год на целевой уровень инфляции – 4%. Правда, Минэкономразвития ожидает, что эта цель достигнута не будет ни к 2017-му, как рассчитывает Центробанк, ни даже в 2019-му году, а, наоборот, продолжит падение и через четыре года составит 5,5 %.

- Это означает, что в реальном выражении за 2016-2019 годы пенсии снизятся примерно на 10%, – пишут «Ведомости». – Ориентиром «зарплатных указов» президента будет служить пониженный на 12 % размер средних по экономике зарплат. Он «обновился» благодаря добавлению Росстатом в расчёт средних зарплат дохода от неформальной занятости – в теневом секторе заработки ниже.

Таким образом, величина индексации зарплат учителей, врачей, преподавателей и других категорий бюджетников, которым по указу президента ускоренно повышали зарплаты, будет зависеть от ситуации на рынке труда. Минэкономразвития исходит лишь из того, что номинальные зарплаты этих категорий бюджетников снижаться не будут. Зарплаты других бюджетников, включая госслужащих, также «заморозят» до конца 2019 года. При этом численность чиновников будет ежегодно сокращаться на 5 %. Аналогично на все четыре года «замораживается» и накопительная часть пенсии.

«Первые прикидки»

В Минэкономразвития предполагают, что расходы на здравоохранение, образование и культуру будут поддерживаться в отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) на сложившемся уровне.

- При прогнозируемой цене нефти экономика России продолжит сокращаться как минимум ещё год. В январской версии прогноза Минэкономразвития в 2016 году ожидался спад на 0,8 % при цене нефти 40 долларов за баррель, – отмечают «Ведомости».

Представитель федерального ведомства назвал расчёты «драфтом для обсуждения».

- Это не прогноз, а первые прикидки, – подчеркнул он и добавил, что, скорее всего, в окончательном варианте цена нефти окажется выше.

Сейчас Минэкономразвития должно получить обратную связь от других министерств и ведомств, в том числе по предложенным условиям, и свести общий прогноз, говорит федеральный чиновник. С этими предложениями согласятся явно не все, сообщает издание, ведь власть обязалась индексировать пенсии на фактическую инфляцию, а не на целевую. Собеседник «Ведомостей» заявил, что никаких решений по продлению 4%-ной индексации нет. Более того, по его словам, обсуждается вторая индексация в 2016 году. Представитель социального вице-премьера Ольги Голодец отказался комментировать расчёты федерального ведомства.

«Дедовский способ»

Ситуацию «Ведомостям» прокомментировала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По её словам, никаких иллюзий, что замораживание накопительной части будет отменено, не было. И чтобы не терять лицо из-за невозможности выполнить президентские указы, был придуман методический манёвр: раз невозможно повысить – опустим планку. А вот сокращение численности бюджетников, как раз наоборот, нереализуемо, считает Зубаревич, тем более – в период накануне президентских выборов.

- Сделают проще – снимут надбавки, бонусные выплаты. Экономить будут старым дедовским способом – снижением зарплаты, – считает Наталья Зубаревич.

Непростые времена

Отметим, ранее власти Бурятии заявляли, что ближайшие три года могут стать самыми сложными в истории республики.

- Мы живём в непростые времена, в условиях санкций. Снижается и финансовая поддержка со стороны федерального центра, темпы роста промышленности падают, – отметил на внеочередном заседании правительства в октябре глава Бурятии Вячеслав Наговицын. – В такой ситуации находится большинство субъектов России. У нас непростая задача на будущий год: предстоит слаженная и организованная работа, консолидация всего общества – для того, чтобы добиться успеха и в спокойном режиме пройти 2016 год. Возможно, он будет одним из самых сложных – как в судьбе нашей страны, так и Бурятии.

Два пути

Минувшей осенью в Минэкономики Бурятии разработали два варианта развития экономики – базовый и оптимистичный. Первый лёг в основу республиканского бюджета на 2016 год. Этот вариант учитывает вероятность дальнейших антироссийских санкций, а также слабый рост инвестиционного и потребительского спроса и объёмов промышленного производства.

- По нашим оценкам, валовой региональный продукт будет находиться в положительной плоскости. В целом, в 2016 году рост составит около 1 % с последующим ускорением до 1,5 и 2,5 % в 2017-2018 годах. Увеличится удельный вес промышленности и сельского хозяйства, поскольку основная ставка сделана на реализацию инвестиционных проектов именно в этом направлении, – отметила тогда экс-министр экономики Татьяна Думнова. – Их совокупная доля в ВРП увеличится с 28,3 % до 31 % в 2018 году.

Во всех базовых отраслях – транспортном машиностроении, энергетике, обрабатывающей, добывающей и лёгкой промышленности – ведомство прогнозировало «положительные тенденции».

Согласно прогнозу республиканского Минэкономики, крупные промышленные предприятия республики – ЛВРЗ и Улан-Удэнский авиазавод – продолжат реализацию программы модернизации. Суммарный объём инвестиций в них за три года должен составить более 4,5 млрд. рублей.

Ситуация на рынке труда будет складываться в зависимости от общей социально-экономической ситуации. В ведомстве сообщали, что в 2016 году рост инфляций составит ориентировочно 10,3%, к 2018 году она замедлится до 6 %. Через три года безработица должна снизиться до 7,9 %.

Индикаторы под угрозой

Присутствовавший тогда на заседании профессор ВСГУТУ и член Общественного совета при Минэкономики Бурятии Виктор Беломестнов раскритиковал прогноз социально-экономического развития.

- Сложно прогнозировать конкретные индикаторы. Уверен, что через три года они не будут выполнены. Об этом сложно говорить. Скорее всего, надо прогнозировать пропорции в экономике, степень её развития и выполнение социальных обязательств. Есть ещё один момент. Надо отойти от федерального патернализма. Пора понять, что Россия не может до 2020 года давать инвестиции в Бурятию. Крупные проекты, наверное, будут реализованы, а остальные – заморожены. Денег нет у страны. Правительству республики и бизнесу нужно проявить большую активность, – порекомендовал Виктор Беломестнов. – В любом случае, должно быть движение вперёд.

Его поддержал вице-спикер Народного Хурала Вячеслав Ирильдеев.

- Из года в год мы рассматриваем базовый и оптимистичный варианты. Но спрос на рынке жилья падает, долги населения растут, сказывается засуха. Потребительский спрос будет очень сложным. Думаю, пора выбирать между умеренно-пессимистичным вариантом и умеренно-оптимистичным, – заявил Ирильдеев. – Мы смотрим немного оптимистично.

«Нужна стабилизация в мире»

На итоговой пресс-конференции в декабре глава Бурятии Вячеслав Наговицын заявил, что 2016-ый год может быть не хуже минувшего.

- Говорить сейчас о том, что мы прошли пик кризиса, не совсем правильно. В 2015 году у нас был подъём. Очень мало субъектов в России, которые заканчивают год с положительными результатами, а у нас результаты положительные, – подчеркнул Наговицын.

Он отметил, что позитивные итоги основаны на результатах работы предприятий- экспортёров и добавил, что прогнозировать повторение ситуации «надо очень аккуратно».

- Если авиазавод не заключит в таком же объёме экспортные контракты, объём денежной выручки у него упадёт. У нас всё сложнее, чем в целом по России, потому что страна опирается на нефтяную и газовую отрасль. У нас их нет. Мы зависим от многих факторов, – добавил глава. – Надо признать, что все предприниматели заняли выжидательную позицию. Роста реальной заработной платы сегодня нет, есть номинальный рост, высокая инфляция, реальная зарплата в отрицательной зоне. Так произошло. Несмотря на то, что общее положение в экономике неплохое, заработная плата не растёт. Все хотят создать «подушку безопасности», нужна стабилизация в мире.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях