Общество
9547

Воин-интернационалист: «Однополчане верили, что буряты бессмертны»

Ветераны Афганистана рассказали о войне и встрече с загадочными монголами

Фото их архивов героев материала

27 лет назад завершилась кровопролитная Афганская война. Утром 15 февраля 1989 года командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним из солдат ограниченного контингента советских войск перешел мост через Аму-Дарью, разделявшую СССР и Афганистан.

Для справки. Афганская война (1979 - 1989) - военный конфликт на территории Афганистана с участием правительственных сил и Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) с одной стороны, и вооружённых формирований афганских моджахедов, пользовавшихся поддержкой ведущих государств НАТО и консервативного исламского мира, с другой стороны.

Военную службу в составе ограниченного контингента прошли:

свыше 600 тыс. военнослужащих; около 21 тыс. рабочих и служащих, которые трудились в Афганистане на гражданских должностях.

За успешное выполнение заданий военного командования с января 1980 по февраль 1989 года: 205 863 человека были награждены государственными наградами; 73 военнослужащим присвоено звание Героя Советского Союза, более половины награжденных – солдаты и сержанты.

Жертвами афганской войны стали около 15 тыс. советских солдат и офицеров; не менее 100 тыс. афганцев. Десятки тысяч людей с обеих сторон стали инвалидами. Сотни до сих пор числятся пропавшими без вести.

Советские войска были выведены из Афганистана в феврале 1989 года. С тех пор 15 февраля стало днем, когда к Могиле Неизвестного Солдата в Москве и памятникам в Росии, которые связаны с памятью о погибших воинах, возлагают цветы и венки.

«Наши сослуживцы верили, что мы бессмертны»

В составе ОКСВ (ограниченного контингента) было немало жителей Бурятии и Улан-Удэ. Служили они достойно.

v molokov 2

О том, что думали о бурятах ребята из других регионов и соцреспублик СССР, рассказал Валерий Молоков, начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу по Железнодорожному и Советскому районам Улан-Удэ.

- Западным ребятам было тяжело привыкать к климату. Через год службы все наши однополчане свято верили, что буряты бессмертны. Там было много заразных болезней. Многие переболели желтухой, малярией, брюшным тифом, дизентерией. Весь наш полк переболел желтухой, кроме нас. Когда выходили из Афганистана, у ребят появились вши, у нас их не было. Мы спокойно пили сырую воду, в то время как все остальные пили кипяченую. Все верили, что с нами ничего не может случиться. Почему так происходило, неизвестно. Может, потому что за нас в дацане молились? Или климат там был похож на наш, такой же резко континентальный, - сказал Валерий Молоков.

Загадочные монголы

В советское время, во время ввода войск в Республику Афганистан для оказания интернациональной помощи, наши земляки не раз встречались с представителями хазарейцев.

«Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью среди всех народов, говорящих на иранских языках... Важно подчеркнуть, что само название «хазарейцы» связано с числительным «хазар», что на персидском языке означает «тысяча». А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек», – писал ученый В. Кисляков (журнал «Советская этнография», №4, 1973 г.).

- Большинство хазарейцев считают, что хазарейский народ является (смешанным) тюрко-монгольским народом, – подтверждает хазарейский студент по имени Аббас, обучавшийся в Монголии на англоязычном блоге hazarainmongolia.wordpress.com .

Хазарейцы появились на территории Афганистана в XIII веке. Тогда они назывались ниш-кудерейцами и входили в улус чингизида Нишкудери, внука Чагатая. Со временем приняли ислам шиитского толка. . Земли хазарейцев - географическая область Хазараджат в центре Афганистана. Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганский эмир Абдурахман покорил Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен.

По данным 2012 года численность хазарейцев составляла около шести миллионов: около 2 млн 500 тыс. человек - в Афганистане, по миллиону человек живет- в Пакистане и Иране. Крупные диаспоры хазарейцев присутствуют в Европе, США, Канаде, Австралии.

«Хазар» с персидского означает «тысяча». Это боевая единица в монгольской армии. Сейчас говорят на особом диалекте персидского, а именно на хазараги (hazaragi). Это восточный диалект персидского языка с большой долей монгольских и тюркских слов.

Сходные слова и обычаи хазарейцев и монголов

Тavlay - кролик на фарси и tuulai – кролик, заяц в современном монгольском. В старомонгольском это было tovlai.

Названия кланов хазарейцев:

Тулай Хан (Tulai Khaan Hazara, в честь Толуя, младшего сына Чингисхана) Туркмани (Turkmani Hazara) Кара-Батор (Qara Baator)

- Есть много такой же пищи, которую готовят в сельской местности Монголии, как и у нас, в Хазараджате. Например, здесь вяленое мясо и хурут - твердый творог, – писали хазарейские студенты о Монголии.

Судьба, полная горечи

Но не только монголоидной внешностью и языком отличаются хазарейцы от соседей. Те исповедуют, как и большинство мусульман, ислам суннитского толка. Хазарейцев-шиитов преследовали как еретиков. В 2001 году на землях хазарейцев в знаменитой провинции Бамиан взорвали две гигантские статуи Будды, вырезанные прямо в скале еще в эпоху древнеиндийского царя Ашоки. Бамианские Будды символизировали торжество буддизма на единственном в этих краях проходе через горы Гиндукуш. А в 2012 году Академией наук Афганистана опубликован «Этнографический атлас непуштунских этнических групп Афганистана» с такой статьей: «Хазарейцы — лжецы, нечестные и ненадёжные люди. На телах их женщин отсутствуют волосы, за исключением головы. Хазарейцы — сыны монгольских ханов, живущих в горах Афганистана. Эти люди не знают ничего, кроме драк», – привела отрывок из этой книги одна из кабульских газет. Также в книге написано: хазарейцы — rafizi, что означает «хуже, чем неверные». Такие характеристики привели в ярость хазарейцев. Их политики выступили с протестами. Президент Афганистана Хамид Карзай запретил атлас, уволил четырех академиков и приказал провести расследование о причинах публикации такого рода комментариев.

«Для своих соплеменников он был живым богом»

- Хазарейцы жили на территории Багланской провинции. Их вождя звали Саид Мансур. Он для них вроде Хамбо ламы, - вспоминает Содном Дамбаев, бывший военный разведчик.

s dambaev

Содном Цыбикжапович с Саидом познакомился случайно во время поездки.

- Сказал, что я бурят, но он не знал, кто такие буряты. Потом я сказал, что монгол. Саид заулыбался: «Чингисхан?». Он сразу оттаял, появился интерес, - рассказывает воин-интернационалист.

Содном Цыбикжапович говорит, что хазарейцы создали свою дивизию. Ею командовал сын Саида Джафар. Джафару было 25 лет.

- Второй сын Саида учился в Германии, но вуз там не окончил. Самому Саиду Мансуру на момент нашего знакомства было 54 года. У него было три жены. Восемь лет своей жизни он провел в зиндане (подземной тюрьме), - вспоминает разведчик.

Содном Цыбикжапович говорит, что довольно часто ездил к Саиду в гости.

- Обычаи хазарейцев были ближе к мусульманским. Это трудолюбивый народ, который сеял пшеницу, рис. Внешне похожи на таджиков. К нам относились очень дружелюбно, - подчеркивает наш собеседник.

Хазарейцы для боев с моджахедами просили у советских солдат помощи в части вооружения – снаряды, боевую технику. В этом им не отказывали.

В Кабуле у Саида была резиденция, каждую неделю он ездил туда.

- На каждом километре у нас была своя застава, всех проезжающих долго проверяли. Саид, чтобы избежать долгих проверок, часто просил меня взять его с собой в Кабул. Он для хазарейцев, для своего племени, был живым богом. Люди, завидев его, падали на землю и молились, - говорит разведчик и, чуть подумав, добавляет: - Нашего, азиатского, в них не осталось.

Как вспоминает Содном Цыбикжапович, женщины у хазарейцев говорят только на своем языке, а мужчины еще на пушту и дари. Язык пушту и дари - основной в Афганистане.

С продолжение темы о хазарейцах-монголах можно познакомиться на страницах «Живого Журнала».

Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях