Александр Голков
2946

ОНФ признал Бурятию опасной для журналистов

На карте нарушений прав СМИ республика закрашена в красный цвет

Скриншот с YouTube / канал "nama"

Тревожно-красным цветом на специальной карте отмечены субъекты России с высокой степенью оказываемого давления на журналистов. Кроме того, этим территориальным единицам «инкриминируются» убийства и побои. Всего по стране таких насчиталось 9 субъектов. Среди них – Бурятия.


Кликните, чтобы увеличить

Создание необычной карты принадлежит Центру правовой поддержки журналистов ОНФ. Это электронный ресурс, который «фронтовики» назвали «Тревожной кнопкой». Деятельность центра направлена на защиту прав журналистов и активную просветительскую деятельность.

- В 2015 году эксперты Центра рассмотрели все поступившие жалобы, по многим из них удалось оказать поддержку СМИ. Так, эксперты ОНФ помогли журналистам газеты «МК-Бурятия» доказать в суде, что иски, предъявленные к газете мэром города Улан-Удэ, не имеют правовых оснований и не могут быть удовлетворены. Иски были получены журналистами после второго медиафорума ОНФ, где журналист газеты Николай Будуев выступил с критикой мэра города Улан-Удэ Александра Голкова за расточительность, - сообщает ОНФ.

Помимо этого, мэр Улан-Удэ фигурировал в самом громком журналистском скандале года. Его схватку с федеральным корреспондентом Артемом Колом увидела вся страна. Обе стороны конфликта написали друг на друга заявления о побоях. Однако, следователи в обоих случаях отказали в возбуждении уголовных дел.

А 2014 год запомнился жителям Бурятии избиением главного редактора районной газеты «Аршан» Аркадия Зарубина. Тогда дело дошло до суда. Обидчику было назначено наказание в виде обязательных работ сроком 240 часов.

Компанию Бурятии в числе «красных» регионов составила и соседняя Иркутская область.

Автор: Зина Павлова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях

1578

«Ата» — значит отец

История фронтовика Ивана Арбынова — о силе предков, настоящей дружбе и наследии

Фото: предоставлены Б. Дармаевым, chatgpt.com

Весной прошлого года в посёлке Усть-Орда, на региональном книжном салоне «Март-книга», Батожаргал Дармаев встретился с Василием Арбыновым — сыном фронтовика Ивана Арбынова.

Именно он поведал ему историю о своем отце, судьбу которого прошила война, как штык — землю, но не сломала.

Данный материал подготовлен совместно с Батожаргалом Дармаевым.

Его отец, Иван Васильевич Арбынов, был родом из села Шонходой, ныне Барда, что в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области. В армию его призвали в мирное время — 20-летним юношей. Пять лет службы в Кяхте, затем — фронт. Именно там, на передовой, судьба свела Ивана с двумя солдатами — украинцем и молодым казахом. Мальчишка, по возрасту годящийся Ивану в сыновья, быстро привязался к нему. У Арбынова тогда не было детей. Женат он был пять раз, но наследников не было, казалось, судьба упрямо отказывала ему в продолжении рода.

Но на фронте всё меняется. Молодой казах начал звать Ивана по-казахски «ата»  — отец. Не по крови — по духу. Быть может, впервые за долгие годы Иван Васильевич почувствовал себя отцом. Во время одного из обстрелов мальчишка не выдержал — рванул из укрытия. Под огнём, под разрывами, как безумный, метался по полю. Арбынов бросился за ним. Догнал. Схватил. Затащил обратно в окоп и прикрыл своим телом. Как отец прикрывает сына. С того дня казахский боец не отходил от него.

Как духи рода и названый сын спасли бойца

Дважды Иван Арбынов возвращался с войны не по своей воле: сначала после ранения, потом после тяжёлой контузии. Но каждый раз возвращался в строй, обратно в бой. С 1941 года он был на передовой: сначала под Ленинградом, затем — на Харьковском направлении. Последние военные месяцы провёл в составе 1-го Украинского фронта. Именно там, в ожесточённой атаке, его ранило в третий раз. И, как сам он потом рассказывал, это была не просто рана, это была граница между жизнью и смертью.

После боя по израненному полю бегал молодой казахский боец, звал истошно: «Ата! Ата! Ата! (Отец!)». Иван, едва различив вдалеке силуэт человека, уже теряя сознание, вскинул автомат и дал очередь в воздух. А потом темнота.

Очнулся в медсанбате. Жив. Спасён. Его вытащил с поля боя тот самый казахский мальчишка, которого он некогда спас сам и который с тех пор звал его отцом.

Почему он выжил? На этот вопрос у Ивана Васильевича был свой, особый ответ. Незадолго до боя, в конце 1944 года, ему приснился сон — будто кто-то из древних родовых духов пришёл к нему и велел угостить их, капнуть им живой силы. Он воспринял это как знак. Полученный перед атакой спирт он развёл водой. Угостил род — как учил отец, как делали предки. Ведь он был не просто солдат. Он был шаман по рождению. С юности проводил обряды, знал силу земли, знал язык духов.

Случайность ли, что после подношения он остался жив, хоть и ранен? Или всё-таки не случайность? Арбынов верил: его спасли духи предков и верность их заветам. И спас названый сын — мальчик с чужим именем, но с родной душой.

Род Ивана Арбынова — из степей у Халхин-Гола. Его предки были шаманами, в их роду всегда жили те, кто слышал голоса ветра и знал, когда духи идут рядом. Силой этой крови, силой веры и любви он прошёл войну и вернулся.

«Ваня наш приехал»

После того боя Ивана Васильевича отправили в госпиталь. Судьба снова удивила — лечащим врачом оказался земляк, тоже из Иркутской области. Между ними быстро возникла сердечность, такая, какая бывает только у тех, кто прошёл одно пекло. Когда Арбынова выписали и демобилизовали, врач передал ему большую просьбу — доставить письмо родителям.

Письмо было огромное, подробное, личное — такие по тем временам редко отправляли по почте: не было ни конвертов нужного размера, ни уверенности, что оно дойдёт. А тут — надёжный человек, надёжные руки.

В 1945 году Иван вернулся домой и первым делом отправился на улицу Богдана Хмельницкого в Иркутске — вручить послание родителям фронтового товарища. Старики встретили его как родного сына. Так началась новая глава его жизни — уже мирная, но по-своему святая.

С тех пор Иван Васильевич приезжал к ним регулярно, привозил мясо, белую пищу, угощения. Не по долгу — по совести. Отдавал, как сам говорил, «долг сердца». Старики встречали его радостно: «Ваня! Ванечка наш приехал!» Угощали чем могли, обнимали как родного.

Со временем Иван стал брать с собой детей. После войны Иван женился,  и у него было шесть детей. Позже просил сына Бориса отвозить передачи. Посылки к старенькой маме фронтового врача продолжали поступать, даже когда отца не стало. Когда однажды Борис приехал, как обычно, с гостинцами, ему открыли уже другие люди. Дом сменил хозяев — и история, полная заботы, памяти и доброты, завершилась.

Но осталась в памяти семьи Арбыновых — как доказательство того, что война не всегда делает людей ожесточёнными. Иногда она делает их  навсегда родными.

Иван Арбынов с семьей

Род продолжился — и память жива

После войны, пережив фронт, три ранения и долгую дорогу домой, Иван Васильевич Арбынов обрел наконец тихое человеческое счастье. В 1947 году он женился. Его избранницей стала молодая, красивая девушка с благородной судьбой и бурятскими корнями.

Родом она была из местности Добоо в Бурятии — земли, где и поныне почитают святую воду у покоившегося Хамбо ламы Итигэлова. Мать девочки умерла, когда ей было всего пять лет, и была похоронена неподалёку от святого источника. Отец, оставшись с двумя детьми, увёз их в Иркутск, где и началась новая глава — семейная жизнь с Иваном Васильевичем.

Семья Арбыновых стала большой и крепкой. Все шестеро детей живы, каждый пошёл своей дорогой, и каждый хранит память о фронтовом прошлом отца и духовных традициях рода. На одной из семейных фотографий, бережно хранимой потомками, нет старшей дочери — она тогда была в школе. Но её образ навсегда вписан в другую, более широкую историю.

Тамара Ивановна, дочь Арбынова, вышла замуж за известного монгольского политика — первого секретаря аймака Халхин-Гол от Монгольской народно-революционной партии. Она жила и работала в братской Монголии, была гидом в музее Халхин-Гольского сражения. Местные скульпторы, вдохновившись её образом, увековечили ее в монументе высотой с двухэтажный дом. Памятник носит символическое имя — «Родина-мать». Так дочь советского солдата, пережившего войну, стала живым мостом между народами.

Тамара Арбынова и памятник "Родина-мать"

В июле 2024 года Тамара Ивановна приезжала в Улан-Удэ. Повод — премьера спектакля Бурятского драматического театра «Халхин-Гол. Тангарик». Её узнали, пригласили, и телевидение записало с ней интервью, в котором лейтмотивом была сила поколений — тех, кто пережил, построил, сохранил.

Автор: Артем Алхунсаев