Соответствующий законопроект внесён на рассмотрение февральской сессии Народного Хурала, пишет «Байкал Финанс». По мнению инициатора законопроекта – депутата республиканского парламента Михаила Гергенова, его реализация позволит сэкономить для регионального бюджета 136 миллионов рублей. А высвободившиеся средства можно направить на создание новых рабочих мест, прежде всего – в секторе малого бизнеса.
272 миллиона на «золотые парашюты»
Гергенов предложил внести поправки сразу в два закона – о доплате к страховой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан и о статусе депутата Народного Хурала. Например, ежемесячная доплата к пенсиям главы Бурятии и председателя Народного Хурала устанавливается в таком размере, чтобы размер обычной, страховой пенсии и ежемесячной государственной доплаты не превышал 40% от ежемесячной заработной платы. Фактически предложено «уполовинить» финансовые пенсионные компенсации высшим должностным лицам, причём не только главе и спикеру, но и заместителям председателей правительства Бурятии, министрам, депутатам Народного Хурала и другим чиновникам рангом пониже.
- Размер средней пенсии по Бурятии для обычных граждан составляет около 11 тысяч рублей и индексации не происходит, тогда как пенсии чиновников республики достигают 150-160 тысяч, – заявил Михаил Гергенов. – Всего несколько лет назад республиканский бюджет тратил на доплаты менее 220 миллионов рублей, однако число «золотых» пенсионеров и нагрузка на бюджет увеличиваются. Так в 2016 году республика потратит на эти цели уже 272 миллиона.
Избежать позора
По мнению народного избранника, «завышенные денежные компенсации «элитарным» пенсионерам, особенно в условиях экономического кризиса, «не согласуются с принципами социальной справедливости и стабильности равенства граждан». Депутат сослался на опыт ряда регионов, где по искам прокуроров подобные нормативные акты по денежным доплатам к пенсиям госчиновников вообще были признаны незаконными.
Так, в декабре 2015 года по иску прокуратуры Верховный суд России признал недействующим региональный закон «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должность Брянской области». В нём предусмотрена добавка в размере 80-130 тысяч рублей. Право на такую добавку имели губернатор, его заместители, руководители органов исполнительной и законодательной власти области. Как отмечено в решении суда, выплаты «назначаются без учёта социально-экономического положения районов и не соответствуют требованиям бюджетного законодательства».
Михаил Гергенов предложил коллегам самим привести региональное законодательство в соответствие с федеральным – чтобы не позориться перед избирателями. Так поступили, например, депутаты Законодательного собрания Краснодарского края, которые сами отменили закон о доплатах, а высвободившиеся деньги направили на решение острых социальных программ.
То же самое рекомендовано и бурятским парламентариям – направить сэкономленные деньги на поддержку малого бизнеса республики, ведь в бюджете-2016 на развитие малого бизнеса не заложено ни рубля. Сэкономленные 136 миллионов рублей можно направить на проекты в малом бизнесе. Депутат убеждён, что это даст заметный эффект – прежде всего, в росте числа новых рабочих мест, пишет «Байкал Финанс».
«Спят и видят»
В тоже время эксперты сомневаются, что законопроект наберёт нужное число голосов парламентариев. В частности, экс-депутат Народного Хурала Игорь Бобков ранее уже поднимал в парламенте тему сверхвысоких доплат, однако коллеги дружно саботировали обсуждение вопроса.
- Понимаете, эта скромная попытка депутата Гергенова даже не убрать, а урезать доплаты к пенсиям. Значительному числу депутатов Народного Хурала это покажется вопиющим покушением на «святая святых», и они костьми лягут, но законопроект торпедируют, – отмечает Бобков. – Ведь все они, по моему мнению, идут в Хурал не только за высокими зарплатами, но и, прежде всего, за гигантскими, по сравнению с обычными, доплатами к пенсии. Просидел три года в Хурале – и, глядишь, сотню тысяч рублей доплаты будешь получать, когда выйдешь на пенсию.
По словам Игоря Бобкова, сегодня в Народном Хурале право на получение госдоплат имеют 14 депутатов – практически вся верхушка регионального парламента и работающие в нём на постоянной основе. Кроме того, есть депутаты, которые посидели и в депутатских, и в чиновничьих креслах, а это еще десяток человек. А некоторые депутаты спят и видят себя потенциальными кандидатами на получение доплат (для этого достаточно хотя бы на год попасть в число работающих на постоянной основе 14 депутатов и, таким образом, «заработать» доплату). В конце прошлого созыва подобные веерные рокировки проводились не раз. С этим, видимо и связывается рост числа получателей пенсий, который, по данным Михаила Гергенова, достиг 830 человек.
Влиятельная элита
И даже если депутаты одобрят законопроект, то далее он поступит на подпись к главе Бурятии Вячеславу Наговицыну, отмечает «Байкал Финанс». А он такой закон никогда не подпишет, поскольку это не только означает сокращение его пенсии, но и пенсий бывшей руководящей элиты, которая остаётся достаточно влиятельной и на заслуженном отдыхе.
Издание напоминает, что предшественник Наговицына – экс-президент Бурятии Леонид Потапов – ещё в 2009 году признался в интервью в одном из местных СМИ, что он получает пенсию размером в 247 тысяч рублей и что сам немало «удивлён таким её уровнем». С тех пор доплаты из бюджета высокопоставленным пенсионерам практически ежегодно индексировались.
- Между тем, Бурятия остается одним из самых дотационных регионов Российской Федерации, но может гордиться своими «достижениями» в области астрономического уровня привилегий для слуг народа, – резюмирует автор статьи.
О том, что в год на «золотые парашюты» элитных пенсионеров в республиканский бюджет закладываются баснословные суммы, infpol.ru уже неоднократно сообщал в своих публикациях. Эту тему довольно часто обсуждали в СМИ, однако Народный Хурал до поры до времени старался обходить её стороной.
В апреле 2015 года коммунист Баир Цыренов поднял вопрос о приостановлении выплат.
- Речь идет не о сокращении самой пенсии, а о приостановлении выплат дополнительных надбавок, – заявил тогда Цыренов. – Конечно, здесь разные категории экс-госслужащих: где-то надбавка составляет не такие огромные суммы. Всё это будет отдельно рассматриваться. В условиях, когда целым отраслям – культуре и образованию, например, приходится сильно сокращать бюджет, убирать такие надбавки необходимо. Тем более что у людей, занимавших высокие посты, и так пенсии немаленькие. Здесь и моральная сторона вопроса – почему пенсионер-преподаватель или рабочий получает обычную пенсию, а руководители – сумму в разы больше, да ещё и из республиканского бюджета? В условиях кризиса мы позволить этого уже не можем.
Комитет по межрегиональным связям, национальным вопросам и молодёжной политике Хурала даже направил соответствующую рекомендацию в правительство Бурятии. Но, несмотря на то, что кризис сильно ударил по республике, а правительству в таких условиях пришлось экономить даже на уборщицах и школах-интернатах, инициативу власти так и не поддержали.
Бурятия в стороне
Вопрос о VIP-пенсиях вновь подняли в октябре 2015 года. Тогда, напомним, Госдума в первом чтении приняла законопроект об ограничении «золотых парашютов» для региональных чиновников.
Согласно этим правкам, чиновники и депутаты в регионах России не смогут получать дополнительные социальные гарантии и единовременные выплаты, если были уволены или не прошли на следующий срок. Правда, Бурятию это не коснулось: здесь наши власти оказались на передовой. Ещё в декабре 2012 года по требованию прокуратуры республики «золотые парашюты» для «освобождённых» депутатов уже были отменены. Как сообщили в пресс-службе Народного Хурала, до этого момента бывшие депутаты могли рассчитывать на единовременную выплату, равную шести месячным окладам. Однако ни в 2012 году, ни сейчас, дополнительные социальные гарантии и доплаты не отменяются для тех чиновников и депутатов, которые выходят на пенсию.