Как уберечь ребенка от опасных незнакомцев?
Главное Популярное Все Моя лента

Как уберечь ребенка от опасных незнакомцев?

Фото: livriuta.com

Что малышу следует знать и как себя вести

Многие из нас помнят, как, уходя на работу, родители говорили: «Чужим дверь не открывай!», «На улице с незнакомыми не разговаривай!», «Если кто угощение предложит, не бери!» Эту модель поведения мы стараемся передать и нашим детям. 

Но так ли правильно «запугивать» ребенка врагами на каждом шагу? Может ли такая установка навредить ему в будущем? И как обезопасить свое дитя от возможных преступных посягательств? 

Конечно, важно не столько настроить ребенка на то, что ему могут навредить, сколько предупредить об опасностях и объяснить, как на них реагировать. Так, например, любые прикосновения незнакомцев должны пресекаться малышом – никто не должен нарушать его личные границы. Научите его определенным образом реагировать, действовать и отвечать в той или иной ситуации. 

Кто такой «незнакомец»?

Объясните ребенку, кто входит в число «незнакомцев» и почему у них нельзя ничего брать, нельзя с ними уходить или уезжать, что бы они ни предлагали. Обучите малыша держать дистанцию от незнакомых людей и не контактировать с теми, кого он не знает. После общения с незнакомцем ребенок должен рассказать вам об этом. 

Что делать, если потерялся?

Расскажите малышу, что при необходимости он может обратиться к кассиру в магазине, продавцу на улице, полицейскому. Он должен сообщить, что его преследует незнакомый человек. Еще лучше, если ребенок будет знать имена и номера телефонов своих родителей или ближайших родственников. 

Что говорить и как реагировать?

Расскажите малышу о фразах, которые часто используют незнакомцы-злоумышленники. Например, «Хочешь вкусную конфетку/ игрушку/ интересную игру?», «Хочешь, я покатаю тебя на машине?», «Давай я подвезу тебя до дома», «Я друг твоего папы, он просил тебя забрать», «Помоги мне донести сумку до квартиры», «Прочитай мне, что здесь написано», «Помоги мне достать котенка с дерева» и так далее.

Если же тот не отстает от ребенка, ему стоит криком позвать родственника или друга, который якобы находится неподалеку. Можно также помахать в окно любого дома. Ребенок может ответить так: «Спасибо, я не хочу/ не могу», «Извините, я не могу вам помочь», «Я не могу с вами пойти/ поехать», «Сейчас за мной придет папа». Малыш должен отвечать отказом на любые предложения и сразу убегать от незнакомца. 

Как понять, что малыша что-то беспокоит?

Доверительные отношения между детьми и родителями – не пустой звук. О них можно говорить, если ребенок рассказывает вам о своих мечтах, проблемах, доверяет вам свои тайны, а также рассказывает о новых друзьях. 

Наблюдайте за ребенком – не изменилось ли его поведение и настроение в последнее время. Прислушивайтесь, что его беспокоит, не игнорируйте его вопросы. Если вы чувствуете, что что-то произошло, не давите, а осторожно разузнайте, в чем дело, и обязательно его поддержите. 

Если остался один дома

Научите малыша не открывать дверь незнакомому человеку, даже если тот будет в форме врача, полицейского или почтальона. Или же если незнакомец представится другом семьи или соседом. 

Если незнакомец попытается открыть дверь, ребенок должен немедленно позвонить в полицию и назвать свой адрес. Он также может постучать в стену к соседям или позвонить им. 

Владимир Гамбаров, психолог:

- Для начала объясните ребенку, кто такой незнакомец, и поясните, что это не делает его ни плохим, ни хорошим. Разъясните ему, почему мы доверяем знакомым, и при каких обстоятельствах можно к ним обращаться. Ребенок должен понимать, что знакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает ее первым - эту разницу он должен усвоить. Также обязательно отработайте с малышом навык говорить «нет». Если его просят пройти куда-то, нужно отказаться или громко закричать. Отрепетируйте порядок действий в различных ситуациях, но для каждого ребенка нужен индивидуальный подход. 

Например, если ребенок с повышенной эмоциональной чувствительностью – тревожен, мнителен, контрастно реагирует на страхи, то позиция запугивания «кругом опасность», скорее, усилит его тревожность. У малыша могут возникнуть навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Как можно спокойнее, не акцентируя внимание на пугающих моментах, объясните ему, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить. 

Разговор с ребенком можно смоделировать в форме игры, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице. Отмерьте расстояние в два и более метра и удостоверьтесь, что ребенок запомнил его. Соблюдение этой дистанции поможет ему более безопасно общаться с неизвестными людьми.

Присмотритесь к ребенку - в каких ситуациях он более собран и осмотрителен по отношению к незнакомым людям, а в каких, не контролируя себя и не видя опасности, мчится сломя голову. Понаблюдав за этим, вы сможете лучше спланировать свои действия по выработке навыков поведения ребенка в нежелательных ситуациях.

Не стоит забывать, что дети в большинстве случаев ранимы и эмоциональны, а «прилюдное воспитание» может их травмировать. Ведь разобраться в людях с первого взгляда даже взрослому порой не под силу, что уж говорить про детей. Бдительность и внимательность нужно проявлять в большей степени взрослым, не оставляя без присмотра своих детей.

И еще. Ребенок всегда должен испытывать доверие к вам - знать, что он может рассказать вам обо всем, что с ним произошло, не боясь быть отруганным.

Читать далее