Досуг
5919

Как в Бурятии снимали историческую фильм-оперу «Князь-Игорь»

Боргойская степь стала местом натурных съемок

Кадр из фильма "Князь Игорь" (1969)

В 1969 году в СССР вышел в свет исторический фильм-опера "Князь Игорь" производства «Ленфильм» по одноимённой опере А. П. Бородина на сюжет памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

В фильме авторов и сценаристов Исаака Гликмана и Романа Тихомирова представлен блистательный актерский состав в лице артиста театра на Таганке Бориса Хмельницкого в роли князя Игоря Святославича, Нелли Пшенной —  его жены Ярославны, Бориса Токарева — Владимира Игоревича, его сына, Бимболата Ватаева в роли половецкого хана Кончака, Инветы Моргоевой — Кончаковны, его дочери и других.

Музыкальная часть, оперные арии, балетные номера легли на плечи коллектива знаменитого Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Арии в этой опере исполняют самые известные солисты  оперы Владимир Киняев, Тамара Милашкина, Виргилиус Норейка, Валерий Малышев, Евгений Нестеренко, Ирина Богачёва, а также хор и кородебалет театра.

Но чем для нас интересна именно эта версия «Князя Игоря» великого композитора Бородина?

Боргойские степи

Дело в том, что часть натурных съемок этого фильма в 1969 году происходили в Бурятии на территории знаменитого ордена Ленина совхоза «Боргойский», который в этом году отмечает свой 90-летний юбилей. XII век. На степных просторах от Дона до южного приграничья Руси возникло крупное объединение половецких племён, которое возглавил хан Кончак. Окрестности Киева, Чернигова, Переяславля снова стали жертвами участившихся набегов пришельцев из степей.

В 1176 году половцы нанесли поражение русским войскам у Ростовца... Об этом и других событиях того времени ярко повествует памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В нем в том числе речь идет о половецком ханстве, которое территориально никак не связано с нашей забайкальской Азией. Но между тем скорее не именно эти события, а их интерпретация в мировой литературе и искусстве имеют к нашей республике самое непосредственное отношение. А дело вот в чем.

Из исторических источников известно, что местом обитания половцев было Заволжье, откуда они продвинулись в причерноморские степи, вытеснив печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр, дошли до низовий  Дуная, заселив всю степь от Дуная до Иртыша. Она с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак - Великой Кипчакской степью.

Сегодня нам вряд ли кто ответит, как и почему создатели фильма для массовых натурных съемок выбрали именно Боргойскую степь, далекую и по тем временам закрытую от иностранцев, Бурятию? В принципе похожие натурные съемки можно было легко сделать, да и экономичнее с точки зрения логистики, расходов, на территориях Калмыкии, соседнего с ней Ставропольского края, на Кубани, где легко можно обнаружить похожие виды, степной простор со стелющимся ковылем. Там же можно было для кадров набрать из местного населения и всадников со своими конями, что, кстати, было сделано у нас.

Однако выбор пал на Бурятию, поскольку изюминку, своеобразие фильму придавал не только природный фактор, но и местный этнический колорит – азиатские скуластые актеры, органично смотревшиеся на своих лошадях, - чем не древние кочевники половцы?

Шаман с бубном, экзотические ритуалы с возжиганием лампады – эти и другие детали вряд ли бы удалось достоверно  воссоздать в других частях страны. Таким образом, творческое воображение создателей фильма породнило между собой древние Кипчакские и древнюю Боргойскую – продолжение Великой монгольской степи.

Снимались на своих конях

В конце 60-х – начале 70-х слава «Боргойского» гремела на весь СССР. В крупном овцеводческом хозяйстве поголовье овец достигало 57 тысяч. Причем это полностью племенное тонкорунное стадо, известное своей продуктивностью. Имена чабанов-сотников не сходили со страниц всесоюзных газет и журналов, о них снимали фильмы, частыми гостями в «Боргойском» были журналисты, телевизионщики.

Кадр из фильма "Князь Игорь"

Скорее всего, эта картинка – на просторах степи чабан на коне с отарой овец вкупе с местной экзотикой и привлекла внимание сценаристов и операторов. Именно эти кадры из джидинских степей и придали фильму определенную динамичность, ритмику, колорит, «разбавили» монотонность оперных арий живыми картинками с места.

Часть натурных съемок с набегом «половецкой конницы» происходила за селом на берегу Белого озера. Кстати, пожилые боргойцы, проживающие ныне в Улан-Удэ, с большим интересом в очередной раз просмотрели этот фильм, с радостью узнавая родные просторы.

-  В фильме в массовых сценах снимались многие жители Белоозерска, старые и молодые. Участникам этих сцен выдавали халаты, парики с косичками, бутафорские мечи. Многие снимались на своих конях. Кроме белозерцев приезжали всадники из соседних сел - Ичетуя, Боргоя и других.

Но между тем по фильму видно, что коней и всадников, чтобы изобразить вражеские полчища, «черные тучи» половецких завоевателей, маловато. И операторы изо всех сил ухищряются, чтобы снять бегущую конницу и всадников кучно, вместе. Да и сидящие на конях вполне себе мирные люди мало похожи на тех диких жестоких степных завоевателей, готовых к бою, к агрессии, к уничтожению всего живого на своем пути. Они просто скачут на своих лошадях по степи! Но это ничуть не умаляет роли джидинцев, участвовавших тогда в съемках советского исторического фильма.

Жили артисты в школе, в классных кабинетах. Костюмерная была в актовом зале, там сейчас находиться столовая. Из боргойцев, вспоминают односельчане, в фильме снимались Сосорова Надежда Лодоевна, Хайдукова Серафима Михайловна, Багаева Варвара Михайловна, Шантаханова Сара Лундуковна, Ширеторов Содном Жамбалович, Одоев Геннадий  Гармаевич, Хандуев  Александр Сурунович,  Дуринов Дондок Цыбенович,  Мансорунова Галина Базаровна и многие другие жители Белоозерска. Конечно, это были не главные роли, но без них фильм не состоялся бы. Не состоялся бы один из шедевров советского и мирового оперного киноискусства «Князь Игорь».

Автор: Октябрина Ешеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях