Минувшей зимой Бурятию буквально «накрыла» волна подростковых суицидов. С ноября по декабрь с собой покончили три школьницы. Трагедии произошли в Прибайкальском районе, Тунке и Северобайкальске. В конце января с жизнью добровольно распрощалась девятиклассница из Закамны. В середине марта суицид совершил ещё один житель Северобайкальска – 16-летний подросток. Вскоре стало известно о смерти его 18-летней землячки: свести счёты с жизнью девушка решила после ссоры с родителями.
Специалисты заявили: такого не было даже в 90-е годы. К ситуации подключилась и прокуратура. В надзорном ведомстве сообщили, что в республике нет единого учёта попыток самоубийств среди несовершеннолетних, а количество психологов и социальных педагогов в школах снижается.
Кроме того, выяснилось, что органы системы профилактики вообще не уделяли внимание сайтам, где есть так называемые «группы смерти». Именно закрытые сообщества «ВКонтакте», администраторы которых склоняют детей к самоубийствам, по словам экспертов, в большинстве случаев и вносят свою лепту в печальную статистику. Ребёнку предлагают сыграть в некую «игру» и психологически «обрабатывают» его уже во время выполнения заданий. Если в какой-то момент, испугавшись, подросток пытается «спрыгнуть с крючка», ему начинают угрожать – например, расправой с близкими. Морально устойчивые «выбывают» из смертельного флешмоба сразу, а вот подверженные влиянию «втягиваются».
Вскоре на смену «суицидальным пабликам» пришла новая угроза: подростки начали скупать жвачки со странными надписями на обёртках и хэштегом #ПравдаИлиДействие. Первым пунктом значилась «правда»: «Что надо успеть сделать перед смертью? Поделись ответом в сети». А далее шло «действие», точнее – руководство к действию: «Заберись на самую высокую точку в общественном месте и сделай селфи! Выложи его в сеть. Брось вызов друзьям!».
Интернет буквально пестрел сообщениями о лакомствах, толкающих детей на риск. Не осталась в стороне и Бурятия. Житель посёлка Горячинск Прибайкальского района обнаружил жвачку на одной из автозаправок в Турке и заявил, что информация, которая содержится на упаковке, привлекает внимание детей и подталкивает их к суицидальному поведению. К слову, комментируя ситуацию, представитель компании-производителя «Wrigley» в России Надежда Лобачёва сообщила СМИ, что цель игры «Правда или действие» – получать позитивные эмоции и впечатления в компании друзей от совместного выполнения заданий и ответов на вопросы.
Рекламная кампания жвачки «Five» в России началась в феврале, а уже в марте её изъяли из продажи в десятках российских регионах, в том числе и в Бурятии. Сегодня «охоту» на неё возобновили. Жителей республики просят сообщать об изделиях с рекламой «групп смерти» в аппарат уполномоченного по правам ребёнка по телефону 8 (3012) 21-28-79.