Выборы нового главы ждут Бурятию в 2017 году. В республике уже вовсю обсуждают, кто может занять этот пост. Среди главных кандидатов, помимо действующего руководителя региона – Вячеслава Наговицына – специалисты называют лидера местных коммунистов Вячеслава Мархаева и экс-депутата Госдумы Михаила Слипенчука.
Рейтинги и информационные «вбросы»
Чем ближе выборы, тем чаще в СМИ появляются публикации и исследования, посвящённые возможной отставке действующего главы республики. Так, в феврале в Сети опубликовали «указ» о досрочном прекращении полномочий Вячеслава Наговицына за подписью главы государства Владимира Путина. Вскоре выяснилось, что документ – поддельный. Его распространил в Сети местный блогер, который, к слову, известен своим оппозиционным отношением к главе. Так что сообщение об его «отставке» оказалось «информационным выбросом». А за день до этого ряд читинских СМИ «назначил» Вячеслава Наговицына губернатором Забайкальского края взамен покинувшего свой пост Константина Ильковского.
- По информации источника в правительстве Бурятии, глава республики Вячеслав Наговицын очень срочно вылетел в Москву. Источник полагает, что неожиданная командировка может быть связана с отставкой губернатора Забайкальского края. Также, по словам источника, существует вариант переназначения Наговицына в Забайкальский край вместо уволенного Константина Ильковского. Будущее Вячеслава Владимировича под вопросом, – сообщал сайт «Забмедиа».
Автора различных рейтингов то и дело включают Наговицына в число кандидатов «на вылет», причём подобные исследования публикуются в Интернете с завидной регулярностью. Между тем, эксперты уверены, что интриги на выборах главы Бурятии не будет. Вячеслав Наговицын, по их словам – фигура избираемая и вполне может идти на следующий срок, сообщает ИА «Regnum».
Кадровый голод
Специалисты отмечают: сегодня во всей стране и особенно – в Сибири и на Дальнем Востоке – наблюдается кадровый голод, что отнюдь не способствует смене руководства в стабильном регионе. По мнению члена Общественной палаты России, директора научно-исследовательского центра «Особое мнение» Екатерины Курбангалеевой, нехватка кадров действительно стало серьёзной проблемой, причём практически на всех уровнях власти. «Губернаторский» же – под особым прицелом критики и потому уязвим для выпуска социального пара, уверена она.
- Ситуация с кадрами оставляет желать лучшего почти везде, не только в Сибири и на Дальнем Востоке, – рассказала Екатерина Курбангалеева ИА «Regnum». – Сейчас регионы, губернаторы и субъектовые администрации – уровень такого «консенсуса критики». С одной стороны, он всегда вызывает интерес у СМИ и экспертов – есть простор для сравнительного анализа. С другой – это относительно безопасно, заступиться некому, да и сам губернаторский корпус разрознен, единым фронтом в свою защиту не выступит. Таким образом, сейчас это самый удобный уровень для выпуска пара в условиях ухудшающейся социально-экономической ситуации.
Эксперт подчёркивает: всё это вкупе с разбалансированием региональных бюджетов и нарастанием бюджетной долговой нагрузки привело к тому, что желающих «порулить» регионами сильно поубавилось. А некоторые назначения до сих пор создают ощущение случайности выбора.
«Вершина айсберга»
По мнению политолога, профессора Национального исследовательского университета «Высшая школы экономики» Олега Матвейчева, кадровый голод коснулся, в первую очередь, муниципальных образований.
- Там ситуация просто катастрофическая с людьми, которые могли бы всем этим заниматься. Что касается губернаторов, есть достойные кандидатуры, с этим всё нормально, – считает он.
Очевидно, что Кремль сделает ставку на «нормальные» кандидатуры и среди действующих глав регионов – потрясения последних лет и итоги протестных выборов никому не нужны, отмечает ИА «Regnum». В качестве примера автор статьи приводит соседнее Приангарье, где в прошлом году губернатором стал коммунист Сергей Левченко.
- К ряду серьёзных, уже новейших проблем в регионе прибавилась ещё одна: налицо – разобщение местных бизнес‑ и политических элит. А главное, договориться им между собой и с нынешним губернатором Иркутской области в ближайшем будущем вряд ли представляется возможным. В итоге соседний регион, ставший «красным» на протестных настроениях, пар, что называется, выпустил, но ситуация не улучшилась. Если не сказать наоборот, – пишет издание. – Очевидно, что болевой точкой, особенно в кризисные годы, для федерального центра остаётся сохранение экономической стабильности в регионе, тем более – в столь отдалённом, как Бурятия. При этом стоит учитывать совершенно различные стартовые позиции субъектов. Отлично, если там есть нефть или алмазы, оборонное производство или тучные поля. Однако таковых в России не так уж много, а потому, увы, есть печальные примеры и среди регионов-«одноклассников». В частности, отставка теперь уже экс-главы Забайкальского края Константина Ильковского продемонстрировала всей стране, что длительные задержки зарплат в бюджетной сфере – это не воспоминания из 90-х, а реалии 21 века в отдельно взятом регионе.
Официальной причиной ухода Ильковского со своего поста стал срыв программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Однако это была лишь вершина айсберга из проблем ЖКХ, практически полного прекращения пригородного железнодорожного сообщения из-за конфликта с РЖД, стремительной криминализации местной молодёжи, а также тесные «игры» со «Справедливой Россией», отмечает ИА «Regnum». При этом в различных рейтингах губернаторов Константин Ильковский стабильно находился в числе «середнячков».
Из виртуальности – в реальность?
К слову, сами политологи – эксперты различных рейтингов – считают: к таким исследованиям нельзя относиться как к абсолютной истине. Но и не обращать на них внимания нельзя – несмотря на то, что проблемы ангажированности, увы, не избежать.
- Каждый рейтинг что-то отражает, их составляют эксперты, собирают своё понимание, что и как устроено, смотрят различные цифры – кто-то так посмотрел, кто-то так, – пояснил Олег Матвейчев. – Конечно, стоит учитывать, что любой специалист в любом случае имеет своё субъективное мнение, ангажированное оно или не ангажированное, но субъективное.
Екатерина Курбангалеева соглашается с коллегой: предвзятости в таких случаях не избежать.
- Последнее время был только один рейтинг, на который было принято ориентироваться – Фонда развития гражданского общества (ФоРГО). Когда негласное эмбарго на такие исследования сняли, под конец года вышло несколько рейтингов. В одном из них я также выступаю экспертом. Это, в общем, неплохо. Однако необходимо понимать, что отдельные выводы не свободны от волюнтаризма самих составителей, а то и просто ангажированы, – подчеркнула политолог. – И здесь чрезвычайно важна методология и исследовательская объективность рейтинга. От этого в конечном итоге зависит профессиональная репутация его авторов.
Большая игра
По словам Олега Матвейчева, у нынешнего главы Бурятии, срок полномочий которого истекает в будущем году, есть все шансы одержать победу на выборах.
- В принципе, в республике экономическое положение вполне нормальное. Никакого упадка или экономической катастрофы нет – это раз. Второе: сам рейтинг Наговицына тоже вполне нормальный, он избираемый и может идти на следующий срок. Третье: мы не слышим ни о никаких серьёзных громких делах в Бурятии, связанных с коррупцией, как, например, в Кемеровской области, где арестовали двух заместителей губернаторов, – подчёркивает эксперт. – Понятно, что какие-то аресты происходят, но это более мелкий уровень. Серьёзных скандалов на самом деле нет. И, наконец, следующий момент: думаю, что Вячеслава Наговицына будет поддерживать Сергей Кириенко (первый заместитель руководителя администрации президента России – прим. ред.), потому что с Росатомом у Наговицына сложились нормальные, хорошие отношения. И вновь избранный депутат Госдумы Алдар Дамдинов вполне может быть этаким лоббистом.
Единственной более или менее серьёзной проблемой для действующего главы политолог считает «элитные конфликты».
- Мы все понимаем, что есть неудовлетворённый своим нынешним положением Михаил Слипенчук. Вот он может действительно начать какую-то игру против Наговицына. Слипенчук обладает гигантским финансовым ресурсом, он действительно может «взорвать» республику, если сильно начнёт «гулять». Это угроза, но её можно, что называется, купировать до выборов, провести соответствующие переговоры, сесть за стол и всё решить. Если Наговицын сделает так, чтобы он был доволен, пристроит его куда-то, то, в общем-то, серьёзных врагов или соперников, наверное, не будет, – уверен Олег Матвейчев. – И тогда Наговицын спокойно может переизбираться на следующий срок. Матханов какую-то большую игру вряд ли затеет. Мархаев, естественно, выставится, что-то получит своё.
К слову, сам бывший госдумовец неоднократно отмечал, что не претендует на пост главы республики.
- Вячеслав Наговицын – выдающийся политик, который справляется со своими обязанностями. Я считаю, что он много сделал и ещё сделает для республики. Как депутат Государственной Думы от Бурятии я поддерживал, поддерживаю и буду его в этом поддерживать. Поэтому никакой конкуренции с моей стороны в этом быть не может, – заявлял Михаил Слипенчук, правда, в январе 2014 года.
Минувшим летом отношения экс-депутата Госдумы с руководством республики явно обострились – когда он и другие кандидаты в Госдуму от Бурятии заявили о давлении административного ресурса во время выборов. На специально созванной пресс-конференции они отметили: власти Бурятии готовы на всё, что угодно, лишь бы «посадить» в депутатское кресло «своего человека». После этого в Москву посыпались письма и жалобы. Как итог – Бурятия оказалась в «чёрном списке» ЦИК.
«Преемником должен быть бурят»
Отметим, своего претендента в главы Бурятии намерена выдвинуть партия власти. Выберут его в ходе так называемых «праймериз». Победа на предварительном голосовании – обязательное условие для включения в предвыборный список «Единой России». Примет ли в нём участие действующий глава Вячеслав Наговицын, до сих пор неизвестно.
В ноябре по этому поводу в интервью ИА «UlanMedia» высказался экс-президент Бурятии Леонид Потапов, возглавлявший регион с 1994-го по 2007 год. По его мнению, преемником действующего главы должен стать представитель титульной нации.
- Трое русских подряд возглавляли Бурятию. Если Вячеслав Наговицын пойдёт на выборы и народ его поддержит, его преемником, на мой взгляд, должен быть бурят, – отметил Потапов.
В числе возможных кандидатов на этот пост экс-президент назвал депутатов Госдумы от республики – Николая Будуева и Алдара Дамдинова.
- По русским тут понятно. А по бурятам надо подумать. Николай Будуев мне нравится, хотя с ним не работал. Алдар Дамдинов – тоже. Они оба – историки, молодые, энергичные, талантливые. Но чтобы глубже знать проблемы республики, им надо получить второе высшее образование – инженерное или экономическое, – подчеркнул Леонид Потапов. – Жалко, что Егоров (Иннокентий Егоров – первый зампред правительства Бурятии – прим. ред.) уже в возрасте. Турбянов (Леонид Турбянов – депутат Народного Хурала). Подумать надо. Должна быть единая консолидирующая фигура.
По словам Потапова, национальный паритет в республике необходимо соблюдать.
- Перед сложением полномочий я к Суркову Владиславу Юрьевичу пошёл и сказал, чтобы после меня был бурят. Поскольку меня избрали на альтернативной основе, буряты тоже за меня были. Поэтому национальный паритет здесь в республике должен строго поддерживаться. А когда этого нет, обязательно начнётся, – цитирует его ИА «UlanMedia».