Общество
4649

Пасть-пустыня и священная гора

В Кяхтинском районе на расстоянии километра друг от друга могут соседствовать зыбучие пески и вулканы, степь и непроходимая тайга.



В этом южном районе Бурятии слились в одно целое прошлое и настоящее, мистическое и материальное, считает Елена Тугульгурова, и.о. директора Кяхтинского краеведческого музея им. Обручева. Уникальным по своей таинственности местом является местность близ села Мурочи, получившая названия Кумын-Хан и Аман-Хан.

Среди местных жителей первое название имеет священный и мистический смысл. По преданию, на вершине этой горы когда-то находился великий Кумын-Хан, покровитель всей прилегающей к ней местности. И если подняться на нее, то можно увидеть всю долину реки Чикой и таежную зону. Гора труднопроходима с юга, запада и востока и почти неприступна с севера и северо-востока. Дело в том, что там Кумын-Хан соседствует с пустыней Аман-Хан. В переводе с бурятского языка аман - рот, пасть. Такое название возникло из-за того, что в этом месте простираются непроходимые зыбучие пески.

Местные жители стараются держаться подальше от пустыни Аман-Хан, подступающей к вершине с северо-востока. В этих барханах раньше пропадали люди и скот, а сейчас даже птицы там не летают. Любое живое существо, однажды ступившее на эти пески, засасывается на дно пустыни. Смельчаки, добиравшиеся до самой границы Аман-Хана, утверждают, что на ее поверхности до сих пор лежат скелеты и кости. Эти фрагменты почему-то не опускаются внутрь и служат грозным предупреждением для человека.

До сих пор у местных жителей сохранился обычай: если сын идет служить в горячую точку, семья молится на вершине горы Кумын-Хан. Говорят, что, по преданию, те мужчины, которые поднимались на скалу и брали с собой камешек, возвращались живыми. Эту легенду подтвердил один из ветеранов Великой Отечественной войны. Об этом он поведал Баиру Батомункуеву - ламе Мурочинского дацана.

В тридцатые годы проводилась активная антирелигиозная пропаганда, и поэтому только единицы из отправлявшихся на фронт осмеливались пойти наперекор властям. Один из таких смельчаков перед отправкой на войну помолился на горе и взял с собой оберег. .



Забраться на гору Кумын-Хан чрезвычайно сложно. Если двигаться от ближайшего населенного пункта - села Мурочи, то по прямой будет около 5-6 километров. Но реально такой маршрут неосуществим, поскольку путники упираются в скалу и им приходится огибать ее с юга. Там их встречают очень крутые овраги, но, перейдя их по диагонали, можно попытаться подняться по более пологому южному склону. Правда, путешествие осложняется труднопроходимой чащей. На одном квадратном метре там растет в среднем около пяти деревьев! Кроме того, места там почти дикие и на пути вполне возможна встреча со змеями, а то и медведем.

Зато с вершины горы открывается великолепная панорама. Здесь прекрасные условия для молитв и медитаций. Красные камни, напоминающие по своему составу и цвету кирпич, как будто специально выложены в форме крепостной кладки. Попробовал бы враг подобраться к ставке Кумын-Хана! Но есть там и искусственное сооружение - останки метеорологической вышки. Пару лет назад там даже пытались установить телевизионный ретранслятор, но священнослужители запретили это делать, памятуя о сакральном значении горы.

Один из ее скальных уступов служит для верующих обо и имеет религиозный смысл для всех сонголов. По словам Зоригто ламы из Мурочинского дацана, на скале, в месте, доступном для взгляда, иногда проступают надписи, содержащие в себе буддийские молитвы. Но слова эти недоступны для простых смертных - увидеть их могут только посвященные люди. Грешникам и путникам со злым умыслом они никогда не откроют свои тайны. Для того чтобы на самом деле увидеть письмена, надо быть либо действительно безгрешным человеком, либо долго медитировать или молиться у подножия скалы.

Сегодня местные ламы хотят проложить тропу на священную гору, чтобы каждый человек мог открыть для себя таинства природы и человеческой мысли.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях