Политика
2526

Эксклюзивное интервью Виктора Толоконского ИД «Информ Полис»

Полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский удивил тем, что не попросил заранее прислать ему вопросы, как это любят делать чиновники Бурятии

- Можете задавать любые вопросы, – предупредила нас пресс-секретарь полпреда.

Мы начали с не самого «удобного» вопроса:

- Недавно посетивший республику глава Счетной палаты резко раскритиковал погранпереход в Кяхте на границе Бурятии и Монголии. Какие подвижки ожидаются в этом вопросе?

_MRK3541.jpg

- К сожалению, я ни разу не был в Кяхте и личных впечатлений у меня нет. Но пограничные переходы - важный вопрос, поскольку мировая экономическая активность, основные мировые рынки развиваются сегодня в Китае и странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Бурятия граничит с бурно растущей Монголией. Очевидно, что в ближайшие годы преимущества Бурятии, как приграничного региона, будут расти. Я возьму этот вопрос на особый контроль и в ближайшие приезды постараюсь туда съездить.

Отвечая на вопрос о выделении земли под строительство жилья, Виктор Толоконский рассказал о своем интересном опыте работы на посту губернатора Новосибирской области. Там создавалась государственная структура, которая занималась инженерной инфраструктурой и затем выделяла участки кооперативам под строительство. Для сельчан вводили 400 тысяч безвозвратной субсидии, но с условием построить в селе новый дом.

_MRK3589.jpg

- Меня поначалу не понимали. Молодые сельчане говорили:  вы мне дайте эти деньги, я куплю старый дом у тети Дуси, и еще на корову останется, и попить-погулять. Я отвечал: нет,  постройте новый дом, тогда вы его не бросите, не уедете, – рассказал полпред. – Если у человека есть хороший дом, он подумает, прежде чем уезжать в другой регион.  

Земли в Бурятии много, но проблема в том, что не везде есть инфраструктура. Есть трудности с оформлением. Даже если мы с вами вокруг Улан-Удэ посмотрим, то земли вроде много. Но обратимся к главному архитектору, и он скажет, что на самом деле земля занята или не оформлена под строительство. Осваивать территории  нужно комплексно, без детсада или школы невозможно развивать жилые комплексы. Лучшие примеры этого в тех регионах, где местные власти вложили большие средства. Съездите в Кемеровскую область. Там есть городок Ясная Поляна, где за счет бюджета построили скоростной автобан. До Кемерова 8 километров, и власти помогали получить кредиты для покупки жилья в Ясной Поляне молодым семьям, специалистам, ученым. Мы сейчас стараемся на аукционе выдавать земли частным застройщикам. Мне кажется, государство должно выступать заказчиком инвестору. Потом часть построенного жилья можно пустить под социальные программы, часть отдать на откуп инвестору. Частному инвестору не под силу все обеспечить. Поэтому так много сейчас недостроев и обманутых дольщиков. Ведь застройщик вынужден тратить сразу много средств на инфраструктуру, на дорогу, на теплосети. Ведь они общие на весь дом. В результате все вложения уходят на инфраструктуру. А на  строительство самого дома уже не хватает.  Что касается ипотечных займов, то тоже нужно активнее помогать государству.



- Многих жителей Бурятии взволновала новость о госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая будет подчиняться напрямую президенту страны и фактически станет "государством в государстве". Особенно волнует то, что федеральные и региональные органы власти не вправе вмешиваться в работу госкорпорации. Только Счетная палата сможет проверять ее "в установленном порядке". И люди задаются резонным вопросом, почему бы просто не сделать отдельный налоговый, таможенный и прочие особые режимы, включая режим доступа к недрам. Почему нужно отступать от российских законов?


_MRK3547.jpg

- Во-первых, никто никакой госкорпорации не создавал и создавать не будет. Такой проект был. Сейчас же Бурятия и Забайкальский край перешли под юрисдикцию Министерства по развитию Дальнего Востока. Но на самом деле для ускоренного развития таких отдаленных территорий без государства не обойтись. Сибирь чем отличается от других регионов? Тем, что все проекты энергоемкие. Строить нужно ТЭЦ, например, это долго и много средств нужно вложить. Именно в госкорпорациях уделяется огромное внимание темпам инвестиций, наличию в них фактора инновационности. Частный бизнес хорошо идет куда? В торговлю, в строительство жилья. И  есть такие сферы, где вряд ли кто-то, кроме государства, будет инвестором. Та же ТЭЦ, железные дороги. Это базовая инфраструктура, которая не может быть экономически окупаема: автомобильные дороги на тысячи километров, железные дороги, которые идут на месторождения, аэропорты, где небольшой пассажиропоток. Их строительство ни один бизнес не потянет, поскольку требуются миллиардные инвестиции.  А без строительства новых железных, автомобильных дорог, развития авиационного сообщения нам не обеспечить качественный инвестиционный процесс. Поэтому бояться госкорпорации не стоит.

На многолетний больной вопрос о том, когда цены на электроэнергию в Бурятии сравняются с иркутской, Толоконский ответил так:

_MRK3552.jpg

- Этот вопрос слишком гипертрофирован в вашем сознании. Не надо сравнивать себя с Иркутской областью, потому что она исключение, а не Бурятия. Если будете сравнивать свои цены на электроэнергию с другими российскими регионами, увидите, что разница  минимальная. А в Иркутской области разница тоже сокращается. Это был свой особый режим из-за дешевой гидроэнергии. Убежден, что проблему нужно решать с помощью нивелирования затрат на сетевую передачу. Где-то потребитель  рядом, где-то далеко и расходы на поставку электроэнергии большие. И нужно устранить необоснованных перепродавцов электроэнергии. Я в Новосибирске  делал так, чтобы была единая система до конечного потребителя. И нужно обновлять мощности. В Улан-Удэ есть нелепые маленькие котельные, есть работающие на мазуте. Ну что это такое? Ведь вы добываете свой уголь. Собственной генерации Бурятии хватает, просто у вас территория большая и есть издержки на сетевые поставки. А в Алтайском крае, например, недостает электроэнергии, в Томской  области тоже не хватает мощностей.

- В Новосибирске проходят митинги с призывами отделить Сибирь под лозунгами «Хватит кормить Москву». Что вы об этом думаете?

_MRK3566.jpg

- Такие митинги у нас не проходят. И это преувеличение считать, что в Сибири такая мощная экономика и что мы много отправляем в центр. Кстати, Новосибирская область не донор. Доноры у нас Красноярская, Иркутская и Томская  области, но не в такой огромной степени. То, что у нас много сырья, – это наш большой плюс. Мы богаты углеводородным сырьем, различными рудными ископаемыми, углем. Работают крупные гидроэлектростанции и тепловые станции, большие генерирующие мощности, позволяющие обеспечить электроэнергией крупные производственные комплексы. Но слабость Сибири в том, что слабо развиты транспортные коммуникации. Одного Транссиба недостаточно, чтобы развивать всю экономику.

При всем богатстве наших месторождений в Сибири очень мало современных перерабатывающих предприятий. Богатства, которые имеем, мы не используем еще и потому, что не хватает специалистов современных профессий.



- Как вам идея перенести столицу страны в Сибирь?


_MRK3581.jpg

- Это из области научной фантастики. Есть ряд позитивных факторов от переноса столицы в Новосибирск, но если просчитать затраты, это неэффективно. Считаю, что лучше разгрузить Москву от многих ненужных ей столичных функций. Например, разрешить оформлять таможенные грузы во всех регионах, кроме Москвы. У нас сейчас очень неэффективно все грузы стягиваются в Москву. Потом груз фурами отправляется по стране. Новосибирску можно придать интегрирующие, коммуникативные функции, организацию межгосударственных форумов, конференций, в том числе с привлечением научного и образовательного сообщества.



Фото Марк Агнор

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях