Человек года 2010
6706

Поющие дары

Виндарья Доржиева

В прошлом году в каждом училище Бурятии, где готовят музыкантов, появился необычный инструмент. Его покупала и дарила женщина, чья профессия весьма далека от мира музыки.

В 2005 году на сольном концерте заслуженного артиста Бурятии Балданцыренгийн Баттувшина большинство зрителей впервые увидели и услышали незнакомый инструмент. На нем была всего одна струна, но звучала она так, что казалось, инструмент сам рассказывает какой-то ульгэр. Виртуозно играл на нем отец Баттувшина, заслуженный артист Монголии Гуянгийн Балданцырен. Среди зрителей, затаив дыхание, слушала невиданный инструмент и Виндарья Ринчиновна Доржиева.

Когда она познакомилась с артистом, выяснила, что инструмент называется «сууха хуур». Парадокс был в том, что этот исконно бурятский народный инструмент в самой Бурятии оказался утрачен. Тем больше радости вызвало неожиданное открытие: Гуянгийн Балданцырен изготавливает сам этот инструмент! Около тридцати лет назад он тоже впервые услышал звуки сууха хуура в Булган аймаке. На этом инструменте играла бабушка Норжима, уроженка Закаменского аймака Бурятии. Она и преподала Балданцырену уроки игры. Впоследствии ученик научился сам изготавливать этот уникальный хуур. В 1981 году на международном фольклорном симпозиуме Балданцырен с бабушкой Норжимой произвели фурор, играя на сууха хууре. Тогда им единодушно присудили Гран-при.

Все по пунктам

До сих пор остается загадкой, почему никто из музыкального мира Бурятии не попытался восстановить сууха хуур на исторической родине. Деятельная Виндарья Ринчиновна решила взвалить это дело на свои плечи и обстоятельно разбила задачу на три пункта.

— Первое — обучить молодое поколение музыкантов играть на сууха хууре. Самое важное — научить кого-нибудь мастерству его изготовления, — рассказывает о своей мечте Виндарья Ринчиновна, — и еще мечтаю создать в Бурятии мастерскую по ремонту и изготовлению традиционных народных инструментов.

Виндарья Ринчиновна начала с теории. Целыми днями просиживала в Национальной библиотеке над работами ведущих этнографов-фольклористов. Выяснила, что в зависимости от основного рода занятий населения того или иного района выбирался исходный материал для изготовления инструмента.

— Охотники при изготовлении хуура в качестве корпуса использовали даже пустую жестяную банку из-под пороха. В фондохранилище музеев есть интересный экземпляр хуура, целиком сделанного из единого куска дерева, — о cууха хуурах она может рассказывать бесконечно.

Мочевой пузырь для хуура

Интереснее всего столь необычное применение в музыкальном инструменте бычьего мочевого пузыря. В России, до появления стекла, бычьим пузырем закрывали оконные проемы.

— Однострунный хуур делали так, — показывает Виндарья Ринчиновна, — из дощечек собирался корпус, к нему приделывался гриф, на корпус надевался сырой бычий пузырь, после чего инструмент просушивался. Струной служил пучок конских волос. В верхней части инструмента в качестве деки часто использовалась кожа (варианты — бычий мочевой пузырь, бараний желудок).

Женщина подчеркивает, что на старинных струнных инструментах применяли кожу священных животных — быка, оленя, коня, верблюда, овцы. Именно поэтому однострунный бурятский хуур монголы называли сууха хуур (сууха — буквально «мочевой пузырь»).

Группа «Сууха хуур»

Под влиянием такой энтузиастки у известного артиста Баттувшина появилась идея создания группы «Сууха хуур» на базе ансамбля песни и танца «Байкал». Для начала он пригласил своих родителей в группу как учителей и участников. В октябре 2009 года на фестивале «Голос кочевников» сууха хуур впервые за многие десятилетия забвения на исторической родине был официально представлен публике. В дальнейших планах — работа Баттувшина в организации группы «Сууха хуур» уже на постоянной основе, выступление этого ансамбля на следующем фестивале «Голос кочевников». Последний приз у семьи Балданцырена, связанный с сууха хууром, — «Лучшая композиция года» в Монголии.

Подарки для возрождения

У Виндарьи Ринчиновны возникла мысль: для достижения поставленных целей необходимо выкупить у монгольского мастера несколько инструментов и подарить каждому специализированному учебному заведению по одному сууха хууру.

— Не просто подарить, а рассказать о единственном в мире однострунном смычковом инструменте, изготовленном из мочевого пузыря быка и так незаслуженно забытом бурятами, — говорит Виндарья Ринчиновна. — Среди этих учащихся найдутся те, кто заинтересуется, захочет научиться играть на сууха хууре и, более того, научиться мастерству изготовления данного инструмента.

Заказав мастеру Г. Балданцырену через его сына Баттувшина пять сууха хууров, она обратилась лично к министру культуры Бурятии. Министерство тут же организовало встречи с педагогами, студентами и учащимися специализированных учебных заведений.

— Тимур Гомбожапович подсказал, что сууха хуур должен обязательно звучать на этих встречах, — вспоминает Виндарья Ринчиновна. — Первая встреча прошла 1 сентября 2009 года в музыкальном колледже им. П. Чайковского. Когда Баттувшин заиграл на сууха хууре, все замерли. Педагоги с трепетом приняли в подарок этот инструмент. На следующий день новая встреча, уже в училище культуры и искусств.

Одарив это училище, Виндарья Ринчиновна надеется, что там откроется небольшое отделение для подготовки мастеров по изготовлению народных музыкальных инструментов. Тут выяснилось, что они с Баттувшином единомышленники. Он подарил сууха хуур Бурятскому драмтеатру и Саяну Жамбалову. Ансамбль песни и танца «Байкал» купил два инструмента. 29 ноября 2009 года встреча состоялась в музыкальном отделении педагогического института БГУ. Следующий сууха хуур получила в подарок заведующая кафедрой методики преподавания гуманитарных дисциплин БГУ Зоя Пазникова. 17 декабря 2009 года в педколледже прошла презентация «Амар сайн, сууха хуур!». На нее пригласили и мастера по изготовлению сууха хуура, заслуженного артиста Монголии Гуянгийн Балданцырена с семьей.

— Я очень хотела подарить сууха хуур секции бурятских народных инструментов факультета бурятского языка БРПК и специально для них заказала этот инструмент монгольскому мастеру. Подарок из рук самого мастера получил преподаватель-хуурист, — рассказывает Виндарья Ринчиновна.

По следам статьи

— А вы знаете, меня когда-то поразила статья в вашей газете, в которой говорилось о том, что в Бурятии нет своей мастерской по изготовлению народных музыкальных инструментов. Больнее всего, что в республике осталось всего два мастера, владеющих искусством создания хуура, суура, чанзы, — говорит Виндарья Ринчиновна.

Виндарья Ринчиновна не только сохранила ту статью, но и нашла ее героев. Оба в преклонном возрасте, а их опыт до сих пор не передаётся продолжателям традиции. Сегодня Сергею Балдаеву уже 88 лет, а Очиржап Жамбалов единственный действующий мастер, знающий секреты изготовления бурятских народных инструментов, в частности чанзы.

Когда познакомились с Очиржапом Доржиевичем, он рассказал, что о сууха хууре он слышал от своего дяди по материнской линии (нагса ахай), но никогда сам не делал. Нагса ахай научил его мастерству изготовления традиционных музыкальных инструментов, передав в наследство свои инструменты — зэмсэг, — вспоминает Виндарья. — 23 декабря 2009 года мы устроили встречу двух мастеров. Они очень быстро нашли общий язык, им было о чем поговорить…

Балданцырен багша подробно рассказал Очиржапу Доржиевичу о всех хитростях изготовления сууха хуура, подарив мастеру один готовый инструмент, а второй — в разобранном виде. Так как в данный момент у Жамбалова нет в наличии сырья — мочевого пузыря быка, мастер загорелся желанием изготовить хуур с одной струной по аналогу сууха хуура, натянув на корпус вместо мочевого пузыря козью шкуру. При этом, оказывается, необходимо укрепить деревянный корпус инструмента, так как при высыхании козья шкура сильно стягивается.

— Это еще один старинный вариант хуура. Как будет называться этот хуур? Ямаан хуур? — улыбается Виндарья Ринчиновна. — Накануне 2010 года мы с семьей монгольского мастера Г. Балданцырена на приеме у министра подарили нашему министерству сууха хуур. Министр порекомендовал нам обратиться к директору лицея традиционных искусств народов Забайкалья в п. Иволгинск.

Едва закончились долгие праздники, как 13 января Виндарья была уже в Иволгинске, где тоже преподнесла cууха хуур в подарок лицею и познакомилась с преподавателем специальных дисциплин Баиром Бодиевым. Через пять дней он уже изготовил корпус сууха хуура с грифом и декой.

— Необходимо найти мочевой пузырь быка, для смычка и струны — белые волосы, выдернутые у резвого мерина. Причем у живого мерина. Кажется, есть надежда на то, что сууха хуур уже не забудется! — заключает эта удивительная женщина.

Когда статья уже готовилась к печати, пришла информация о том, что инициатора возрождения старинных бурятских инструментов также поддержал Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1. А в школе искусств №8 уже началось обучение детей игре на сууха хууре.

- Я даже не ожидала, что меня выдвинут на почетное звание «Человек года». Есть в бурятском языке такое понятие «юрын хун» — обыкновенный человек. Я и есть этот самый обыкновенный человек. Не политик, не бизнесмен и даже не деятель культуры. Последние 15 лет до сокращения я работала в улан-удэнском филиале заочного обучения Восточно-Сибирского института МВД, - говорит Виндарья Доржиева.

Информационный партнер проекта



Телекомпания "Тивиком"



Партнеры проекта


Администрация президента и правительства Республики Бурятия

Администрация города Улан-Удэ

Улан-Удэнский городской Совет депутатов

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях