Дом
23597

Как в одном из роддомов Бурятии подменили детей

Эта история произошла 34 года назад. Однако точку в этом вопросе смогла поставить лишь генетическая экспертиза

Фото: sputnik.kg, а также личный архив А. Цыреновой и Д. Цыреновой

Драматичная и шокирующая   история с подменой детей произошла в 1983 году в роддоме Курумканского района. Почти 15 лет шли пересуды о том, что ни одна из девочек не похожа на свою маму. Точку в этом вопросе  поставила  генетическая экспертиза, проведенная в Центре молекулярной генетики (ЦМГ) Москвы.

Ответ из Москвы

В первый рабочий  день после новогодних каникул 56-летняя  улан-удэнка Алиса Цыренова получила долгожданный ответ. Месяц, в течение которого проводился анализ ДНК в столичной лаборатории, для Алисы Аюшеевны и ее 33-летней дочери Юлии показался вечностью. Мама Юлии рассказывает, как  с содроганием открыла электронное  письмо из ЦМГ, где черным по белому написано: «Цыренова Алиса Аюшеевна не является биологической матерью Цыреновой Юлии Алексеевны».

- Конверт придет почтой позже, -  пояснили в одном из медицинских центров г. Улан-Удэ, откуда в Москву отправили биологические материалы мамы и дочки.

Хотя инициатором анализа ДНК стала сама Алиса Аюшеевна и была готова к любому ответу, даже о том, что Юля не ее кровная дочь, эта весть привела женщину в шок и замешательство.

- Как могло такое произойти в роддоме? - этот вопрос до сих пор не оставляет женщину  в покое.

Дело в одной фамилии?

Юля появилась на свет рано утром 21 января 1983 года  в роддоме села Курумкан. В этот  день, несколькими часами позже, здесь родилась еще одна девочка. Может быть, все бы сложилось  иначе, если бы Алиса Аюшеевна родила в Улан-Удэ, где в то время она работала в театре песни и танца  «Байкал» в составе ансамбля ятагисток и пела в хоре. Но так получилось, что с отцом ребенка она  рассталась и поехала рожать домой, в родной Курумкан.

- Помню, я приехала домой и сказала родителям: «Ничего у меня не спрашивайте, замуж не выхожу, буду рожать здесь», - рассказывает Алиса Аюшеевна.

Когда, в какой момент произошла подмена детей? Этого сейчас никто не может объяснить. Даже заместитель главного врача Курумканской ЦРБ Даши-Цырен Занаев, который в 1983 году работал здесь педиатром. В беседе по телефону он пояснил, что в те годы не было понятия «мать и дитя», новорожденных по часам приносили мамам на кормление. Он выразил полное недоумение произошедшим, при этом сказал, что Курумканский роддом в 80-х годах был лучшим среди подобных медицинских учреждений республики и здесь работал высококвалифицированный медицинский персонал.

По иронии судьбы второй роженицей 21 января 1983 года  была однофамилица Алисы Цыреновой -  Любовь  Цыренова из  улуса   Булак Курумканского района. Действительно, в то время новорожденных  приносили мамам только на кормление. Это сейчас не разлучают маму с ребенком с момента его появления на свет. Предположительно, уже на первое кормление Алисе Цыреновой принесли ребенка Любови Цыреновой, поскольку любая мать после первой встречи с ребенком запоминает его сразу. Теперь остается только предполагать, по чьей  вине и в какой момент произошла эта страшная  ошибка с подменой детей. 

Не похожи на мам

Шли годы, девочки росли. И чем старше становились, тем больше возникало разговоров о том, что они не похожи на своих мам. На третьем курсе в 2003 году Юля поехала проходить учебную практику по специальности «бухучет» в село Майск Курумканского района. В отдаленном сельском районе многие знают друг друга.

Юлия, 2007 г.

- Как-то ко мне подошла женщина и сказала, что я очень похожа на детей из семьи Любы и Даши Цыреновых из села Булак. Новость меня  шокировала.  Когда  вернулась  домой,  мама меня успокоила, сказав,  что это невозможно - в то утро она была единственной роженицей.  На этом вроде все забылось, в нашей семье эта тема была закрыта,  -  рассказывает Юлия.

Но периодически такие разговоры всплывали. Знакомые из района уже в открытую  заявляли Алисе Аюшеевне, что в Курумкане живет  девушка – точная ее копия. Очень талантливая: поет, танцует, сочиняет и ставит спектакли, победитель многих республиканских и  всероссийских конкурсов, автор песен на бурятском языке.  Это оказалась Дугарма Цыренова, дочь Любови Цыреновой.

Дугарма же узнала  раньше, еще в девятом классе.  Опять же по стечению обстоятельств. Она окончила школу в Могойто, жила у одноклассницы Алисы Цыреновой Цыцыгмы Ангабаевой. Своей внешностью, манерой говорить, творческой натурой, даже походкой  Дугарма  напоминала сельчанам  юную Алису.

- Я все время думала: «Кого же напоминает Дугарма? И в один момент меня осенило: «Так она же точная копия Алисы!» - вспоминает Цыцыгма Ангабаева. 

Ведь с Алисой  она сидела за одной школьной партой.

Не может быть!

Разговоры о подмене всё  продолжались,  не давали покоя двум семьям.

Любовь, 2000 г.

- В нашей семье все дети смуглые, а у Дугармы  светлая кожа, чуть зеленоватые глаза, рыжие волосы, как у ее бабушки Ольги Багаевны, мамы моего мужа Даши Багаевича, - рассказывает Любовь Цыренова. – Мы считали, что Дугарма похожа на бабушку.

В свою очередь, подруги и коллеги Алисы Аюшеевны утверждали, что Юля похожа на родных своего отца.

Впервые  на эту щекотливую тему семь лет назад  Алиса  поговорила с Любой  по телефону.  Женщины посетовали на то, что эти разговоры о подмене детей  все чаще их затрагивают. Выяснили, что Алиса родила дочку весом в 3300 граммов, а Люба – в 2900. Патронаж шел нормальный, резких скачков в весе у малышей не было. А то, что одна девочка при выписке потеряла несколько граммов, а другая, наоборот, набрала, женщин не смутило -  это нормальное явление для новорожденных. Таким образом, после телефонного разговора каждая из мам успокоила себя еще на два года. 

Только анализ ДНК

Но вскоре история начала снова набирать обороты. Дугарма работала в сфере культуры, была известным человеком в районе.  Люди все больше стали находить у нее сходство с артисткой театра песни и танца  «Байкал» Алисой Цыреновой. Та же в душе эту тему  отвергала и говорила себе: «Упаси Бог, у меня есть Юлька, моя дочь». И все же сомнения закрадывались:  «Неужели такое могло произойти?». Ее состояние и смятение можно понять: мало ли на свете похожих людей? Устав от разговоров и домыслов, в 2008 году Алиса Аюшеевна укрепилась в мысли, что окончательный ответ может дать только  генетическая экспертиза. Однако семья не могла решиться на этот сложный шаг.

В 2013 году Алиса Аюшеевна  заболела, а эта проблема начала восприниматься еще острее. И на семейном совете мама, дочь Юлия и зять Леонид пришли к выводу, что они должны все-таки сдать ДНК-тест. Нашли номер телефона Дугармы, предложили ей сдать анализ.  Девушка отказалась, мотивировала тем, что они сами могут сдать его и без нее. Так  анализ и  не был сдан, потому что  Алиса Аюшеевна полагала, что  процедуру ДНК-теста должны пройти две стороны.

28 ноября 2016 года в Бурятском театре драмы проходил благотворительный концерт по сбору средств на лечение заслуженной артистки Республики Бурятия Алисы Цыреновой. Из Курумкана приехала Дугарма, чтобы поддержать и  внести свою лепту на лечение предполагаемой биологической матери. Тогда и было решено, что все вместе они сдадут анализ ДНК. Но через три дня Дугарма отказалась проходить процедуру.

Алиса, 1986 г.

- Несмотря на то что Дугарма отказалась, мы с Юлей решили, что нам нужно быть мужественными и сдать анализ, чтобы внести наконец-то ясность в эти нескончаемые разговоры, - сообщила Алиса Аюшеевна.

Анализ ДНК стоит немалых денег. Но мама с дочкой решили идти до конца и 9 декабря 2016 года  сдали анализы.

Кто в ответе за ошибку?

Алиса Цыренова считает, что в этой  ситуации нет вины матерей и дочек.

- Хочу, чтобы отношения между нами были благоразумными, по-человечески теплыми, и надо понимать, что случившееся  одинаково болезненно для наших семей, -  поделилась мнением женщина.

Любовь Беликтуевна сказала, что обязательно встретится с Юлей, приглашает ее домой, в Курумкан.

- Нас стало еще больше, - уточнила она.

Девочки выросли в достойных и уважаемых семьях. Любовь Беликтуевна работала  библиотекарем, Даши Багаевич – животновод. У них фермерское хозяйство на заимке Булак Курумканского района. Дугарма выросла третьим ребенком, после нее родились Борис и Наташа, которая, как утверждают курумканцы, очень похожа на Юлю. 

- Разные чувства переполняют меня, - поведала Юлия. – С одной стороны, я была готова к ответу, что я не родная дочь своей мамы. С другой стороны, моя мама – Алиса Аюшеевна. Она была,  есть и будет ею всегда. Она самая лучшая на свете.

Дугарма поделилась, что тоже очень любит маму и папу и они для нее самые родные.

Дугарма, 2016 г.

Как бы то ни было, окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена. Можно только восхищаться мужеством Алисы Аюшеевны. Она  пошла до конца, чтобы решить мучительный вопрос, который встал перед этими двумя семьями, не оставлять эту проблему нерешенной. И сейчас им остается вместе  идти дальше и искать ответы от компетентных органов в вопросе: «Кто в ответе за эту чудовищную ошибку?».

Автор: Светлана Намсараева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях