Азия
6690

Кижингинская гора-спаситель (мистика)

Как Буурал Баабай помогал выживать на войне землякам

Фото: 360baikal.ru

Священная гора Челсана находится на территории живописного Кижингинского края и, по старинным преданиям, является дворцом духа местности Буурал Баабая, пишет сайт Кижингинского района. 

Многие кижингинцы в годы Великой Отечественной войны были спасены благодаря Буурал Баабаю.

- Перед уходом на фронт наши земляки обычно совершали восхождение на Челсану, просили хозяина Отог-ноёна помочь вернуться живыми и здоровыми на родину, и я в том числе. В годы войны я постоянно обращался к нашему Буурал Баабаю и брызгал водкой или чаем, просил о том, чтобы смерть нас миновала.

Мои однополчане перед каждой битвой просили: «Молись, Цыренжап, чтобы бой был удачным, а мы остались живы». Я искренне молился и брызгал, обращаясь к Челсане Буурал Баабаю. Друзья мои, удостоверившись в пользе данного ритуала, говорили, что помогает, верили и обретали уверенность в бою.

Вернувшись после победы домой живым и невредимым, вот уже 60 с лишним лет я стараюсь содержать в чистоте и порядке место вокруг Челсаны и не пропускаю ни один ритуал «Обоо». Я также являюсь председателем местного совета по организованному проведению общего праздника «Обоогой найр», который совершается 13-го дня месяца Змеи по лунному календарю, - рассказывал ветеран войны Цыренжап Жамсаранович Тогмитов.

На расположенном здесь обоо люди обращаются к хозяину горы в поисках решения проблем в работе, здоровье и семейных делах. Но главной целью всех присутствующих на ритуале является процветание родного края. На обоо Челсана, где совершается обряд моления Отог-ноёну, в скале Сумэ-обоо есть отверстие, через которое является барагханский хозяин. Старожилы рассказывают, что на челсанском обоо раньше молились по-шамански. Существовали шаманские призывания девяти Буурал Баабаев или девяти братьев, сыновей Шэрэльжэна из Монголии, который жил во Внутренней Монголии.

Однажды кижингинский шаман Сэдэк Бадмаев, живший в XIX веке, попросил не будить его семь суток. Жители Кижинги увидели, как из тооны (круглого отверстия в крыше юрты) вылетел ворон, а навстречу ему с Челсаны спустился орел (это был сам Отог-ноён Буурал Баабай). Они вместе полетели на юг, в Монголию, на родину Буурал Баабая. Монголы и барагханцы, поселяющиеся в Кижинге, быстро богатеют и продвигаются вперед, так как Буурал Баабай их родня и помогает им.

В течение нескольких десятков лет, а может, и столетий обрядами на обоо руководили только шаманы. Говорят, духи горы долгое время не хотели иметь дело с ламами, так как считали, что не пришло их время прозрения. Но в 1839 году лама из Монголии Хорчид-гэгэн добился согласия перехода святыни Буурал Баабая в буддизм.

Спас ламу

Бытует легенда о том, как хозяин Челсаны Отог-ноён Буурал Баабай спас Эрдэни Хайбзун Галшиева, ламу, который обучался в Тибете двадцать с лишним лет. Рассказывают, что, когда он читал во время хурала, его голос побеждал голоса 800 лам так, что голоса тех не были слышны, дребезжали стекла окон дацана, а вода в чашечках - сугсэ ходила волнами и переливалась через край.

Когда оказалось, что он грамотнее и искуснее всех тибетских лам, вместе взятых, решили избавиться от него. Когда ему была назначена смертная казнь, его учитель сказал, что спасет его от неминуемой смерти только Челсана Буурал Баабай. Вот он и молился денно и нощно хозяину Челсаны, который в день казни явился на своем коне с луком со стрелами и спас его от смертной казни. Говорят, на крыше дацана в Тибете остался след от копыт коня Буурал Баабая.

Спасение на войне

Стрелок-фронтовик Аюржана Нимацыренович Борбоев рассказывал о таком случае:

«Во время войны в ходе одного из боев я вдруг услышал резкий окрик над ухом по-бурятски: «Бод эндэhээ!» («Встань с этого места!»). От неожиданности я вздрогнул, но, толкнув товарища, который лежал рядом, быстро встал и побежал. Как только мы с ним легли в ямку, находящуюся в нескольких метрах, как взорвался снаряд и попал в то место, где мы лежали до этого. Если бы остались лежать там, от нас и мокрого места не осталось бы. А мой товарищ сказал, что увидел в этот миг рядом со мной старика на коне в бурятском дэгэле. Веря, что он нас спас, впоследствии не отходил от меня».

Таких примеров множество. При определенных обстоятельствах некоторые люди могут видеть Буурал Баабая, ощутить его помощь. Приняв буддизм от великих учителей, отказавшись от причинения вреда живым существам, дав клятву помочь им, он держит эту клятву. Но слуги, входящие в их окружение, могут нанести вред тем, кто нарушает их покой. Поэтому близко подъезжать к святому месту запрещается, чтобы не задеть живых существ, невидимых для наших глаз.

Запреты святых мест

Строго запрещается употребление алкоголя в святом месте, нельзя брать монетки, оставленные для подношения, осквернять, оставлять за собой мусор, ломать что-нибудь, передвигать камни и т.д. Человек, совершивший подобное неуважение к духу местности, может заболеть, с ним могут произойти несчастные случаи, духи из свиты и их слуги могут сыграть с ним злую шутку, и он может «тронуться головой», заблудиться и т.д.


Фото: nut-g.livejournal.com

На ритуал «Обоо» приносят угощение из трех молочных и трёх сладких блюд по обычаю крия-тантры. Для сэржэма предпочтительнее молоко или чай. Пришедшие на обоо обходят обычно три раза вокруг горы Челсана по часовой стрелке. Совершая гороо, выказывают почтение родной земле, хозяевам, благодарят и просят благополучия в семье, успехов в работе, здоровья. Но основная цель всех собравшихся на ритуале общая: люди просят обильных заблаговременных дождей, богатого урожая и приплода, счастья и процветания в родном краю.

Автор: газета Информ Полис

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях