Байкал
3042

На Байкале хотят летом запретить любительский вылов омуля

Жителям Бурятии посоветовали отпускать попавшуюся на удочку рыбу

Фото: ribalych.ru

Спор об ограничениях на добычу байкальского эндемика ведётся уже несколько лет. Ранее речь шла о пятилетнем запрете, однако в октябре стало известно, что он может растянуться и на более длительный срок.  В конце ноября активист ОНФ и депутат Госдумы Николай Николаев рассказал, что мораторий  вступит в силу уже с 2017 года и продлится до 2019-го.

- Я направил запрос в правительство России  по этому вопросу и получил ответ от Росрыболовства. В нём сказано о введении такой меры, – пояснил Николаев в интервью ТАСС.

Он также призвал власти регионов сосредоточиться на помощи населению, которое может пострадать после введения ограничений.

«Мы категорически против»

Отмечалось, что табу коснётся всех видов квот – за исключением рыборазводных заводов и Госрыбцентра. Напомним, на совещании в правительстве в мае министр сельского хозяйства Бурятии Даба-Жалсан Чирипов признал, что запрет на вылов омуля – мера вынужденная и что это может «ударить по промышленникам, но другого пути нет».

- В нынешних условиях полумеры ничего не решат. Наши промышленники, занимающиеся выловом омуля, должны перепрофилироваться на другие виды деятельности, к примеру, на добычу нерпы или других видов рыб, – заявил министр. –  Также они могут заняться сельским хозяйством.

Однако глава минприроды России Сергей Донской, который побывал в Бурятии в январе, заявил, что тотальный запрет на вылов байкальского эндемика вводить не станут.

- Любительское рыболовство запрещать не имеет смысла. В  первую очередь потому, что оно не имеет столь негативного влияния. Восстановление популяции произойдёт даже при его наличии, –  отметил он. 

Такого же мнения придерживаются и власти республики.

- Мы категорически  против введения запрета. Регулировать надо – это абсолютно точно, поскольку популяция снижается. Необходимо увеличить средства  на рыборазведение. Существующие мощности позволят производить необходимое количество личинок  и мальков.  Если  одновременно выделить деньги на рыборазведение и на модернизацию без остановки предприятий , то в течение двух-трёх лет можно восстановить популяцию, – подчеркнул тогда экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын.

«Ситуация просто катастрофическая»

Спустя несколько дней в иркутских СМИ появились сообщения, что продавцы на рынках выдают омуль за другую рыбу и сбывают «подделку» приезжим.

- Продают подкопчённую и вяленую рыбу, привезённую из других регионов. Некоторые наловчились за омуль выдавать пелядь и даже ряпушку! По виду они похожи, но вкус, конечно, другой. Приезжий человек может не разобраться, –  написал на своей странице в Facebook один из местных жителей. –  Всё больше на прилавках рыбы, которая раньше считалась «мусором», зря забивающим сети. Появилась подкопчённая голомянка. Небольшая, не длиннее 10-12 сантиметров тушка – почти сплошной жир. Вкус на любителя. Люди приспосабливаются, короче. Не желают, понимаешь, помирать по государственному постановлению.

Сроки введения запрета на добычу омуля до недавнего времени оставались неизвестными. Однако в конце минувшей недели стало известно: мораторию  быть.  Он вступит в силу в  январе  и  продлится  примерно три года. Квоты на текущий, 2017-й, уже распределены: 62 тонны для Иркутской области и  108 – для Бурятии.

Тенденцию к сокращению  байкальского эндемика   специалисты отмечают с 2008 года.  

- Последние два года – 2015-2016-й – запасы омуля в Байкале составили 10-11 тысяч тонн. Это общая биомасса. В связи с её сокращением ежегодно уменьшается количество производителей, заходящих на нерест,  – рассказал на правительственном брифинге 20 марта директор  ФГУП  «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд. – Ситуация с нашим потенциальным воспроизводственным фондом просто катастрофическая. Факт снижения запасов налицо.

Сегодня гайки «закручивают» практически по всем фронтам. Параллельно с  тотальным запретом на промышленную добычу омуля федералы разрабатывают ограничения и для рыбаков-любителей. Летний лов рыбы попадёт под табу: разрешат  только  подлёдный, и то в специально отведённых для этого местах.  Ожидается, что соответствующие поправки в «Правила рыболовства»  утвердят уже в мае – после официальной публикации в «Российской газете». 

- Это было сделано, чтобы смягчить социальную напряжённость в регионах, прилегающих к Байкалу. Но полностью избежать её довольно сложно, – отметил Петерфельд.

Сейчас проект, по его словам,  проходит общественное обсуждение. Для любителей порыбачить уже ввели суточные нормы вылова на человека: 5 килограммов  для особо ценных рыб – омуля, сига и хариуса, 10 – для щуки и сазана и 20  – для мелкого частика и прочих рыб. Нормы на вывоз  –  в два раза больше для каждого вида. 

- Тем самым мы исправили существовавшую по настоящее время брешь. Любительское рыболовство сейчас осуществляется без норм, бесконтрольно в любом месте и любое количество рыбак-любитель может выловить. Считаю, что это тоже не совсем правильно, – подчеркнул  директор  ФГУП «Госрыбцентр».

Прокомментировал ситуацию и руководитель Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Виталий Молоков.

- Рыбаков с воды никто не выгоняет, даже если будет введён запрет на вылов омуля – ловите другие виды рыб. А если вдруг попался омуль, есть принцип «поймал-отпустил»,  – заявил он.

Кроме того, решено  оставить квоты для коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Лов по ним будет можно  осуществлять  только на промучастках   после того, как их сформируют и выставят на торги. А на севере Бурятии – в Верхней Ангаре и Кичере – введут табу на вылов покатного (отнерестившегося) омуля.

В  2018 году  Бурятии и соседней Иркутской области разрешат поймать  220 тонн байкальского эндемика. Из них 150 тонн выделили рыбзаводам на воспроизводство, 50 тонн – общинам малочисленных народов Севера и 20 тонн – учёным. 

- Свои исследовательские квоты мы уменьшили в четыре раза по сравнению с периодом трёх-четырёхлетней давности, – добавил Петерфельд.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях