Основатели швейного центра, многодетные родители Борис и Наталья Пономарёвы, создали место, в котором царят творчество, мастерство и взаимная поддержка. Однако ремесленникам нужна поддержка и от государства, чтобы сделать бизнес более социальным, привлекая к обучению тех, кто не может себе позволить научиться шитью платно.
Опыт помощи людям у «Двараки» уже был, и вполне успешный. После победы в конкурсе Минпромторга Бурятии центр получил грант в 500 тысяч рублей, на которые закупил материалы для пошива коллекций одежды и швейный инвентарь, а также провёл мастер-классы с участниками проекта из числа социально незащищённых категорий граждан. В результате ученики получили навыки портновского мастерства напрямую от профессионалов.
Борис Пономарёв рассказал о работе центра, его идее и проблемах, мешающих следовать цели.
«Это история про миссию»
- Борис Владимирович, расскажите немного о себе. На кого вы учились? Какой трудовой путь проделали до открытия цеха?
- Я родом из Гусиноозёрска. Рос в семье директора градообразующего предприятия и бухгалтера. Учился на инженера в технологическом университете. Когда мы познакомились с моей супругой Натальей, через некоторое время решили создать семейный бизнес. Начинали с ателье, а сейчас развиваем цех обучающего центра и выходим на другой уровень.
Мы многодетная семья. Три наших дочки помогают нам и иногда участвуют в модных показах.
- Что подтолкнуло вас заняться швейным коворкингом? Это история про бизнес или про миссию?
- У нас был большой опыт производства одежды. Мы держали свой магазин одежды в Гостиных рядах и ателье на Банзарова. Проводили много модных показов. Но из-за кризиса мы были вынуждены закрыть магазин. Потом открыли производственное помещение на Шаляпина - более 300 квадратных метров - и стали производить одежду.
Однажды нам предложили поучаствовать в грантах. Мы выбрали обучение швейному портновскому делу, потому что посчитали это перспективным и выгодным делом для людей, желающих заниматься творчеством. Тем более, что они могут получать навыки от опытных наставников, а также сами становиться наставниками. Мы написали грант в президентский фонд культурных инициатив - без особой надежды на выигрыш. Вероятность была 1 к 20. Но в итоге получили поддержку. Сумма, конечно, была всего 500 тысяч, но мы достойно реализовали проект и отчитались без нареканий.
Эта история действительно не про бизнес, а про миссию. Мы планируем обучать людей именно для того, чтобы в дальнейшем сотрудничать друг с другом и развиваться.
Оттачивать мастерство годами
- Если вспомнить момент, когда идея «Двараки» только зарождалась, что тогда было главным вызовом для вас?
- Мы сомневались, будут ли желающие платить за обучение портновскому мастерству. Ввиду экономической ситуации многие хотели получать эти навыки бесплатно. Честно признаться, очередь не выстраивается, потому что это не хлеб, не колбаса. К тому же человек не получает результат сразу, как если бы он, к примеру, сделал себе маникюр. Оттачивать мастерство нужно месяцами, а то и годами. Тем не менее, когда ученики втягиваются в процесс, они понимают, для чего это нужно.
- Кто вас вдохновил на эту работу с людьми?
- Нас постоянно спрашивали, когда мы откроем курсы снова. Потому что мы уже обучали людей в начале двухтысячных, до того, как переключились на магазин одежды. Потом обучать не было возможности, так как мы работали на магазин и аренда съедала всю прибыль.
Так, по просьбам людей, мы вернулись к тому, что умели делать – курсам портновского мастерства. Нам нравилось и нравится сегодня видеть результаты своих учеников, их горящие глаза (улыбается).
Однажды после того, как мы провели показ одежды, больше 20 человек записались к нам на курсы. И они не просто получили навыки, а шили такую одежду, которую можно без стыда выставить на маркетплейсы по хорошим ценам и перекрыть стоимость обучения. Это были вещи действительно высокого качества.
«В лучшем случае выходим в ноль»
- Были ли сомнения, что в Улан-Удэ вообще можно запустить коворкинг в такой нише?
- Да, конечно. Потому что, когда мы выиграли грант, нам сказали, что такого проекта в России ещё не было. Это очень затратное дело. Сомнения и сейчас есть. У нас в республике не так много портных и желающих получить эту профессию, потому что сегодня большая конкуренция в сфере инфобизнеса - быстренько дать знания и тут же получить деньги. А что дальше будет, никого не волнует. Но обучать нужно добросовестно и дотошно, чтобы твои ученики применяли полученные знания и умения в жизни.
Добросовестным представителям рынка в нашей сфере нужна поддержка. А пока нам приходится самостоятельно пробивать очень толстые стены и доказывать, что наше дело имеет право на существование.
- Какой была изначальная миссия и насколько она изменилась с момента запуска?
- После получения гранта мы планировали обучить бесплатно не менее 30 человек, провести модный показ и посмотреть, что будет дальше: имеет ли смысл развиваться в этом направлении или лучше заняться производством одежды.
Реализовав этот проект, мы не остановились и решили привлекать людей для обучения. Так как в рамках гранта мы должны были обучить определённое количество людей бесплатно, на наши объявления пришло около 200 человек! Люди просто не умещались в помещении в 300 квадратов. Вот так работает слово «бесплатно» (смеётся). Приходилось многим отказывать, количество мест было ограничено. А на платных курсах остаются только самые стойкие и упорные. Конечно, с поддержкой мы могли бы привлекать людей на бесплатное обучение.
Структура финансирования у нас 100 % только из дохода, который мы получаем от своей деятельности. Все средства, которые ученики вносят, идут на покрытие немалых арендных платежей и текущие расходы. В лучшем случае мы выходим в ноль.
Ещё раз выиграть грант у нас не получается, пытались не раз. Как нам объяснил куратор, у них сейчас другие приоритеты, швейников перестали поддерживать. Почему - остаётся только догадываться.
- Выходит, из-за отсутствия поддержки бесплатного обучения теперь нет и не предвидится?
- К сожалению, так. Мы подавали на грант в Росмолодёжь, на республиканский грантовый конкурс социальных проектов, в фонд «Наше будущее». Но нам отказали. Непонятно, по каким критериям мы не проходим. Так, за четыре года попыток мы потеряли всякую надежду. Поэтому бесплатное обучение у нас под большим вопросом.
Успешные выпускники помогают учить
- Сколько человек сейчас задействовано в вашем проекте?
- Немного, потому что по многочисленным просьбам мы переехали с Шаляпина в центр города, в меньшее по площади помещение в «Удинском пассаже». Поэтому курсы у нас проходят по пять человек в группе. Но мы всё же планируем расширяться.
Преподаёт моя супруга Наталья Владимировна, у неё более 30 лет опыта. Она проходила практику на известных швейных фабриках Италии. Ученики часто удивляются её знаниям. Им очень интересно учиться под её началом.

- Как вы отслеживаете и оцениваете успех своих выпускников? Например, по их трудоустройству или открытию собственного бизнеса.
- Мы отслеживаем, как в дальнейшем выпускники используют полученные навыки. Некоторые из них открывают свои ателье и становятся известными в области дизайна, как, например, Татьяна Тышкенова. Кто-то шьёт в театре оперы и балета, кто-то сотрудничает с известными брендами.
Сейчас у нас основной наставник Наталья Владимировна, но, когда мы проводили обучение в рамках гранта, привлекали своих успешных выпускников в качестве наставников. То есть при необходимости мы всегда можем к ним обратиться.
- Что происходит после завершения курса? Выдаётся ли выпускнику сертификат? Может быть, оказывается помощь в трудоустройстве или в открытии собственного дела?
- У нас есть образовательная лицензия от Министерства образования и науки Бурятии. При желании мы выдаём сертификаты и дипломы, в зависимости от количества часов обучения. Отучившись, выпускники могут обращаться к нам за помощью, а также пользоваться нашим оборудованием по льготным ценам. Часто перед праздниками у нас наплыв клиентов, так что частью заказов мы делимся со своими выпускниками.

Возможно, в будущем через гранты мы сможем отшивать государственные заказы, распределяя их между своими выпускниками.
И радость, и головная боль
- Какие технологии, оборудование и материалы вы используете?
- У нас современное и очень дорогое швейное и гладильное оборудование, швейные и петельные машины, большой арсенал материалов: ткани, подкладки, фурнитура, пуговицы и прочее. Ничего не надо искать по городу, всё можно выбрать на месте.
В нашей библиотеке, кстати, много журналов, которые женщины и девушки выписывали ещё с начала 80-х годов, и практически все выпуски журнала «Бурда». Ученики знакомятся с модными тенденциями, знают, как мода развивалась и развивается сейчас.
- Почему вы выбрали именно формат коворкинга, а не, например, частной школы или ателье?
- На самом деле формат коворкинга включает в себя и школу, и ателье. То есть человек может не просто прийти, пошить и уйти, а рассчитывать на весь наш арсенал оборудования, знания и поддержку. Мы за взаимопомощь и совместное творчество швейников.
- Как вы определяете дух «Двараки», в чём он? Вы говорите о социальной миссии: обучение уязвимых групп, развитие ремесла. Что из этого приносит вам внутреннее удовлетворение, а что - головную боль?
- В этом году мы встречались в следственном комитете с Анастасией Колмогоровой, которая курирует программу предоставления жилья сиротам по госпрограмме. Это была открытая встреча с сиротами и центром занятости на тему сотрудничества. И мы поняли, что сиротам, как правило, не на кого рассчитывать. Государство, конечно, предоставляет им жилплощадь, но на определённых условиях. Ребята должны где-то официально либо трудоустроиться, либо зарабатывать, используя свои навыки. Поэтому нам предложили обучать сирот шитью, чтобы они не только получили полезные навыки, но и устроили свою жизнь.
Конечно, мы хотим помогать социально незащищённым категориям граждан. Они должны быть уверены в будущем. Но головная боль в том, что иногда государственные органы обещают нам поддержку, а потом идут в отказ: «Денег нет, но вы держитесь». В то время как мы хотим быть полезными для нашего общества.
Создать сообщество швейников
- Кто приходит в «Двараку» чаще всего - мечтатели, прагматики, желающие зарабатывать, мамы во время декрета, дизайнеры-самоучки?
- Приходят самые разные люди. Мы даже не можем определить возрастной контингент, потому что бывают ученики и подростки, и пожилые люди. Дети приходят с мамами обычно. Кстати, это наша самая любимая целевая аудитория - дети и их родители, потому что, обучаясь вместе, они укрепляют свои отношения. И обучение у них проходит лучше. У нас прямо душа радуется! Творчество делает человека лучше.
- Есть ли истории участников, которые вас особенно тронули или удивили?
- Наши ученики нас и вдохновляют, и удивляют. Например, Белигма Шарланова, выпускница наших курсов, сегодня известный дизайнер. Она создаёт шикарные наряды, которые пользуются популярностью у кутюрье по всей России, а не только в Бурятии. Или Татьяна Тышкенова, которая шьёт невероятную одежду для представлений в театре оперы и балета. Татьяна начинала у нас - с нуля. Нам есть кем и чем гордиться!
- Как вы планируете масштабировать, развивать проект дальше?
- Пока трудно загадывать, как именно. Предложений и вариантов много, но всё упирается в финансирование. В целом же мы хотим создать сообщество швейников нашей республики. Думаю, всё получится!



























