1013

«Главное - жить дружно»

Накануне Дня народного единства корреспондент «Информ Полиса» побывал в Доме дружбы народов и узнал, как представители разных диаспор сохраняют культуру, язык и традиции

Фото: автора, "Дом дружбы народов"

День народного единства - праздник, который напоминает о силе сплочённости и взаимного уважения. В Бурятии этот смысл особенно ощутим: здесь на протяжении веков рядом живут представители десятков народов, каждый из которых вносит свою ноту в культурное многообразие региона.

Чтобы увидеть, как идея единства проявляется сегодня, я отправился в Дом дружбы народов. Там познакомился с представителями разных диаспор, узнал об их традициях, кухне и взглядах на то, что значит жить в мире и согласии.

Когда мы задумывали этот материал, решили поговорить с теми, кто в Бурятии представляет разные поколения национальных объединений. Казахская диаспора «Атамекен» — самая молодая, появилась в 2018 году, а армянская община — одна из первых, основана ещё в 1998-м. Казалось бы, между ними десятилетия, разные истории, разные языки. Но чем дольше слушаешь их руководителей — Таиржана Хайтбаева и Марсела Арутюняна, — тем отчётливее понимаешь: говорят они об одном и том же. О доме, взаимопомощи, семье, уважении и добрососедстве.

О корнях и пути

Таиржан Хайтбаев в Бурятии с 1983 года. Приехал молодым специалистом и остался.

— Сначала в Читу отправили, потом сюда. Здесь люди добрые, место хорошее. Почему бы не жить?

Он рассказывает, что казахи появились в Бурятии ещё во времена первых переселенцев. В 1930-е, когда строили авиазавод, две казахские бригады выращивали овощи для рабочих. Тогда их ещё называли киргизами.

Таиржан Хайтбаев

А Марсел Арутюнян приехал сюда ещё раньше — в 1981 году, сразу после школы.

— Я приехал из маленького армянского города, — вспоминает он. — Поначалу всё казалось чужим. Но потом поступил в технологический институт, стал узнавать людей, традиции, веру, и всё постепенно стало своим.

Марсел Арутюнян

Постепенно и общественная деятельность стала делом жизни. В 1998 году в Бурятии зарегистрировали Армянский культурный центр — один из первых в регионе. Сегодня он вырос в Союз армян России по Бурятии, объединяющий сотни людей.

И «Атамекен», и армянская община, как, впрочем и другие центры Дома дружбы народов, давно перестали быть только культурными организациями. Они стали точками поддержки соотечественников по очень многим житейским вопросам.

— Если кто-то приехал и попал в сложную ситуацию — обращаются к нам. Иногда просто юридически не могут разобраться, иногда нужно жильё, документы, перевести деньги, — говорит глава диаспоры. Мы всем помогаем как можем. Похороны проводим с обязательным обрядом в мечети, записываем видео и отправляем в Казахстан. Всё делаем вместе, — рассказывает Таиржан Хайтбаев.

То же самое происходит в других диаспорах.

— Любой, кто приехал из Армении и попал в безвыходное положение, знает, что в каждом городе есть свои. Потерял документы, некуда идти — мы поможем, — подтверждает Марсел Арутюнян.

Раньше армянская диаспора тоже старалась всех умерших в Бурятии хоронить на родине в Армении. А теперь наоборот, всё чаще здесь, потому что семьи уже  живут здесь, дети учатся здесь и очень много появилось межнациональных браков. Как и у бурят, у казахов и у армян свадьбы — это не просто праздник, а обряд, объединяющий семьи. И здесь важно старшим подсказать, как правильно провести ритуал, как объединить традиции двух народов, потому что всё должно быть с уважением к обеим сторонам.

О языке, семье и уважении

Ещё одна общая тема, о которой оба говорят с одинаковой теплотой и трепетом, — семья и язык.

Хайтбаев рассказывает, что в его диаспоре собрались люди из разных регионов Казахстана — севера, юга, востока. Даже язык отличается:

— Мы вроде на одном языке говорим, а всё по-разному. Кто-то говорит «салам», кто-то «салем», кто-то «саламат». Всё одно и то же, просто свои особенности, потому что язык живёт.

Для Арутюняна родной язык — тема особенная. Он вспоминает, как его сын, родившийся в Улан-Удэ, со временем забыл армянскую речь:

— Ходил в садик, в школу — и всё. Но потом три года занимался в нашей воскресной школе, и теперь снова читает и говорит по-армянски. Я этим горжусь. Каждый должен знать свой язык и историю. Мы — россияне, но память о корнях делает нас богаче.

В обеих культурах главные ценности — уважение к старшим, почитание семьи, взаимопомощь.

— У нас, как и у бурят, — говорит Арутюнян, — если старший вошёл, младший обязательно встанет, подаст руку. Это уважение к возрасту, к опыту. Оно объединяет людей, даже если язык разный.

И жить им в Бурятии легко, потому что бурятская культура во многом близка и армянам, и казахам. Казахи — степняки, и с бурятами у них много общего: хозяйство, уклад жизни, пища. У них — манты, у бурят — буузы. Национальное жильё — юрты.

В армянском языке даже звуки есть похожие. У них есть буква «հ» (читается «хо»), она придаёт мягкость речи. В бурятском тоже. Поэтому детям легко учить оба языка. Но главное сходство, по мнению обоих, не в словах, а в отношении к жизни.

— И у нас, и у казахов, и у бурят, — говорит Арутюнян, — семья — святое. Уважение к старшим, помощь близким: мы считаем это нашими традициями и смыслом жизни.

Когда разговор заходит о праздниках, глаза обоих собеседников светлеют. У казахов отмечается Навруз, праздник весны и обновления. Отмечают в Этнографическом музее, приглашают всех без исключения. Армяне празднуют свой Вардавар также вместе. Давно для них стали родными и бурятский Сагаалган, и русская раздольная Масленица, и национальные праздники других народов. Везде звучат песни, танцы, преподносятся угощения… И, как считают Таиржан и Марсель, именно еда — универсальный язык дружбы и гостеприимства. У всех народов одно и то же: хлеб, мясо, вода, просто в разных вариантах.

Что тревожит обоих собеседников? Молодежь. Работа с молодёжью — одна из важнейших задач всех национальных центров и автономий. Хайтбаев считает, что молодёжь не уходит от культуры, просто живёт уже в другом мире. Интернет, телефоны, всё быстро и доступно. Иногда молодые не понимают, что главное, а что шелуха, не всегда ориентируется в современном мире. И так важно с ними разговаривать, рассказывать им про фронтовиков, про то, как раньше жили, когда никто не делил людей по вере или национальности, когда все были вместе.

Марсель Арутюнян соглашается:

— Всё начинается с воспитания. Когда ребёнок знает, кто он и откуда, у него появляется внутренний стержень. Он не потеряется в жизни.

В конце разговора оба возвращаются к одной мысли.

— Народ никогда не воюет, — говорит Хайтбаев. — Народ дружит, работает, торгует. Война — это политика. Мы здесь, в Бурятии, живём рядом — казах, бурят, русский, татарин, эвенк, еврей, армянин, азербайджанец… Мы просто люди, и наша сила — в дружбе. Мы, конечно, все разные, но язык у нас один — человеческий.

Смысл единства

Выходя из Дома дружбы народов, я ещё раз убедился, насколько наша республика колоритна и многонациональна. Здесь каждый хранит свои традиции, но при этом уважает и чужие. Народные праздники, фестивали, выставки, встречи — всё это не просто мероприятия, а способ жить рядом, узнавать друг друга, учиться и помогать. В этом, пожалуй, и есть настоящий смысл народного единства.

Как сказал в разговоре председатель казахской диаспоры Таиржан Хайтбаев:

 — Есть ведь такой мультик про кота Леопольда, и там замечательная фраза: «Ребята, давайте жить дружно». Простая фраза, но в ней заложено всё, о чём говорят и что делают в Доме дружбы народов каждый день.

Автор: Артем Алхунсаев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях