Напомним, в Иволгинском районе Бурятии сельская школа оказалась в центре громкого скандала. После конфликта между учителем и учеником – сотрясение у педагога, перелом кисти у подростка. Следователи возбудили уголовное дело против должностных лиц школы. Что именно произошло, чем закончилось и почему жители разделились на два лагеря – разбирался журналист «Информ Полиса».
Перелом, сотрясение и уголовное дело
Инцидент произошёл 17 октября в школе села Поселье Иволгинского района. Между учителем и восьмиклассником произошёл конфликт, который перерос в потасовку. В результате педагог получил сотрясение мозга, школьник – перелом первой пястной кости (от удара по голове учителя. – Прим. автора).
Началась проверка. Министерство образования Бурятии отстранило педагога от работы, а через несколько дней следователи возбудили уголовное дело в отношении должностных лиц школы по признакам халатности, связанной с ненадлежащим исполнением обязанностей. Ситуацию на личный контроль взял главный следователь страны Александр Бастрыкин.
По результатам выездной проверки прокуратура района внесла представление об устранении нарушений закона начальнику районного управления образования в связи с ненадлежащим контролем за образовательным процессом.
Мнения сторон разделились
Педагогический коллектив встал на сторону учителя. Коллеги называют его «спокойным, уравновешенным человеком», уверяют, что он «всегда корректен с детьми» и «стал жертвой провокации».
Некоторые комментаторы новостных пабликов настаивают: педагог превысил допустимые рамки поведения, мол, всё-таки взрослый и должен был сдержаться. По информации Mash, всё началось с того, что подросток решил пострелять из водного пистолета в учителя физики прямо на уроке. За это ему прилетел подзатыльник от преподавателя. После педагог отвёл мальчишку в раздевалку, где и началась драка. Учитель попал в больницу с черепно-мозговой травмой. Об этом новостному каналу «Весь Улан-Удэ» сообщили родственники педагога. По их словам, ему также диагностировали сотрясение и ушиб мягких тканей лица.
Уполномоченная по правам ребёнка в Бурятии Вероника Штыкина подтвердила тяжесть травмы мальчика и заявила, что проверка будет «жёсткой и объективной».
Глава республики Алексей Цыденов также прокомментировал историю.
– Чтобы иметь права, надо сначала исполнять свои обязанности. Обязанность ученика – уважать своего учителя. Учителя тоже люди: они совершают ошибки, бывают неидеальными. Но покажите мне идеального ученика и неошибающегося родителя. Мы все неидеальны. В ситуации компетентные органы разберутся детально и посекундно, с чего всё началось, кто кого спровоцировал. Но таких ситуаций в принципе не должно быть, – пишет глава.
«Неуд» по поведению – домашнее обучение
Член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов на Радио России тоже высказался о скандальной ситуации.
– Эта история не первая, к сожалению, и пока не последняя. Это результат развала нашей системы образования, который с 1991 года активно реализовывается. Поэтому и отношение к учителям то же самое. Развал же идёт ещё и в головах. Вопрос в том, что мы же в СПЧ уже приняли решение. Мы на самом деле добились очень важного – введения оценок за поведение, которые будут влиять на балл. Это первый сдерживающий фактор. Сейчас мы говорим, что, когда «неуд» по поведению, мы должны рекомендовать переводить ученика на домашнее обучение. Как это в советское время было – исключить из школы. Например, исключали на неделю. Это такая дисциплинарная история. Нам, конечно, необходимо полностью менять подход к работе органов полиции с несовершеннолетними, – говорит Кирилл Кабанов.
Частный конфликт или системный сбой?
В редакцию «ИП» обратилась улан-удэнка, утверждающая, что те, кто защищает учителя, не знают всей правды. По её словам, год назад педагог уже дрался с другим учеником – 10-го класса. На своей странице женщина опубликовала обращение родителей мальчика с требованием «прекратить травлю ребёнка и привлечь к ответственности учителя, применившего насилие». По их словам, ребёнок совершил «проступок» и его «детская шалость» не заслуживает «преступной реакции учителя».
Если версия о «повторном инциденте» правда, то это уже не частный конфликт, а системный сбой внутри школы. В любом случае школа обязана обеспечивать безопасность и коллектива, и учащихся.
В школе утверждают, что в прошлом году никакой драки с участием данного учителя не было.
Что известно об участниках конфликта?
Школьник, подравшийся с учителем, получил перелом первой пястной кости кисти в результате удара по голове педагога. Его ещё называют «переломом боксёра». Дело в том, что юноша уже имел такую травму. Скорее всего, кость не успела зажить, что и привело к нынешней травме. Известно, что подросток занимается в спортивной секции и характеризуется положительно.
Пострадавший педагог пришёл в школу в 2023 году. Он преподаёт ребятам физику и математику. Коллектив встал на защиту молодого коллеги.
– Сергей имеет два высших образования – по физике и математике, – говорит директор школы Баир Ширапов. – Выпускник физико-математической школы имени М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ) – специализированного структурного подразделения университета, школы-интерната в новосибирском Академгородке для учащихся 9–11-х классов с углублённым изучением отдельных учебных предметов НГУ, куда был приглашён в своё время как призёр республиканской олимпиады. Работает в школе с 2023 года. Ему пришлось работать с высокой нагрузкой, совмещал системное администрирование школы, так как технически очень квалифицированный специалист.
Руководитель учреждения отметил, что сейчас в сельских школах большой дефицит кадров в области точных наук, а Сергей – толковый предметник.
– Коллеги-математики признают его высокий базовый уровень, – добавляет он.
Напомним, что Сергея госпитализировали в БСМП с сотрясением головного мозга. Его состояние при поступлении в больницу оценивалось как удовлетворительное.
Извинился перед педагогом
Как сообщает ТАСС, восьмиклассник и его мама принесли извинения учителю и признали свою ошибку. Как заявил руководитель проектного офиса по реализации проекта «Бесшовное патриотическое воспитание в Бурятии» Андрей Бородин, участники конфликта понимают, что произошедшее – обоюдная ответственность.
– Приняли решение – все пойдут на сближение. Отец ребенка в настоящее время работает вахтовым методом. Кураторство над подростком взял курсант программы «Патриоты Бурятии», участник СВО Владимир Раднаев. Он стал наставником, будет оказывать поддержку и помощь мальчику, – говорит Бородин.
Также он отметил, что педагога, с которым подрался школьник, будут привлекать к занятиям с одарёнными детьми, участниками олимпиадного движения по физике и математике, в том числе чтобы «вывести его на иной уровень работы, чтобы он не остался с этой кризисной ситуацией один на один».
«Доля вины каждого, и моя в том числе»
Мы связались с директором школы Баиром Шираповым и спросили, участвовал ли педагог в драке с десятиклассником год назад, как утверждает женщина, обратившаяся в редакцию, и кого он считает виновным в нынешнем конфликте.
– О конфликте я узнал в тот же день, буквально в течение получаса. Сразу был проведён стандартный набор мероприятий. Вызвали родителей ученика, оповестили органы, выслушали обе стороны конфликта, а также детей, которые разнимали их, – объясняет Баир Ширапов. – О том, что педагог уже дрался с другим учеником год назад, в первый раз слышу от вас. В целом школа – это же живой организм, всегда что-то да происходит. Хорошего больше, но и негативные моменты случаются. Ничего удивительного не вижу, мы же не институт благородных девиц. Но до физических форматов конфликта раньше не доходило. У мальчика были инциденты и ранее, но с другими учениками. Да, бывало, опаздывал на уроки. Но с данным учителем конфликтов не было. Возможно, на жёсткость конфликтов сегодня влияет жестокость, транслируемая в Интернете. Хотя я, наверное, не имею морального права списывать всё лишь на это. Также не скажу, что мы, общество, совсем утратили уважение к педагогу, но определённая девальвация всё же есть. Я бы посоветовал всем быть терпимее друг к другу – учителям, учащимся и их родителям. Однозначно сказать, что виноват только ученик или только учитель, я не могу. В этом есть доля вины каждого, и моя в том числе. Как руководитель я недосмотрел.
Психологи отмечают, что агрессия в школах растёт, особенно там, где отсутствует психологическая служба и нет доверительного контакта между поколениями. Инцидент в Поселье говорит о том, что, если игнорировать напряжение между учителями и учениками, даже в маленькой сельской школе может вспыхнуть конфликт. В целом данный случай можно расценивать как симптом усталой, перегруженной и недооценённой системы образования.
Не выиграть спор, а сохранить отношения
Надежда Шарапова, психолог школы:
– Конфликт между учителем и учеником, переросший в физическое столкновение, – крайне серьёзная и нежелательная ситуация, которая может возникнуть по множеству причин. Отсутствие навыков конструктивного разрешения конфликтов может привести к крику, а затем перерасти в физическую агрессию. Ученик ведёт себя агрессивно: оскорбляет, угрожает, отказывается подчиняться, бросает предметы. А учитель в ответ, потеряв самообладание, пытается «успокоить» его физически. Это говорит о недостаточной подготовке педагога в работе с трудными подростками, что создаёт конфликтную ситуацию.
Как предотвратить такие ситуации?
- Обучение педагогов навыкам деэскалации конфликтов.
- Работа школьных психологов и социальных педагогов с трудными подростками.
- Чёткие внутренние правила школы, касающиеся поведения и разрешения конфликтов.
- Вовлечение родителей и создание благоприятной среды.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией (как участник или свидетель), важно обратиться за помощью к администрации школы, психологу или в соответствующие органы (например, в комиссию по делам несовершеннолетних, отдел образования или полицию – в зависимости от тяжести инцидента).
Публичное наказание, насмешки, сравнение с другими, грубость могут вызвать сильную эмоциональную реакцию, особенно у подростков, у которых остро развито чувство собственного достоинства. Иногда взрослый (даже непреднамеренно) провоцирует конфликт: повышает голос, использует сарказм, применяет физическую силу (даже лёгкое удержание), угрожает. В присутствии сверстников подросток может вести себя агрессивно, чтобы сохранить статус, не выглядеть «слабым» или «трусливым». Критика при всех может спровоцировать демонстративный бунт.
Возможно, в момент инцидента учитель испытывал физическую или эмоциональную усталость. Заранее распознать, что педагог близок к эмоциональному срыву, можно. Особенно если за ним наблюдают коллеги, руководство или школьный психолог. Эмоциональный срыв редко возникает внезапно: обычно ему предшествуют заметные изменения в поведении, настроении и профессиональной деятельности.
Эти события оказывают глубокое и многогранное влияние как на школьный коллектив в целом, так и на отдельных учеников, особенно на тех, кто стал свидетелем происшествия. Это не просто «инцидент», а травмирующее событие, способное нарушить психологическую безопасность всей образовательной среды.
Нормализация насилия – «Если злишься, можно ударить», «Сила решает всё» – может повлиять на их поведение в будущем, как в общении со сверстниками, так и с авторитетными людьми. Разделение коллектива – одни поддерживают учителя («ученик сам виноват»), другие – ученика («учитель перегнул палку») – вызывает напряжение, сплетни и буллинг. Особенно если один из участников конфликта остаётся в школе.
Существуют общие принципы для всех в споре, чтобы не доводить до точки кипения. Помните: конфликт – это сигнал, а не враг. За грубостью, вызовом или молчанием часто стоят страх, стыд, несправедливость или потребность в уважении. Задайте себе вопрос: «Что на самом деле происходит?», а не «Как наказать?» Не пытайтесь «выиграть» спор. Цель – не доказать свою правоту, а сохранить отношения и найти решение. «Победа» через крик или давление = потеря доверия.
«Воспринимают как равного»
Анастасия Телешова, педагог-психолог:
- Вероятно, агрессия между учителем и учеником стала результатом накопившегося напряжения, недосказанности или накопления негативных эмоций. Подростки редко способны себя контролировать. Что касается учителя, возможно, роль сыграла усталость. Но всё же мы, взрослые, способны контролировать себя и должны давать детям понять, что можем говорить с ними, не применяя силы. Хотя молодым педагогам это, конечно, даётся сложнее, поскольку подростки часто воспринимают их как равных – из-за небольшой разницы в возрасте. Могут дерзить, общаться на «ты». Нужно уметь возвращать их в конструктивное русло, в котором педагог имеет авторитет.
Заранее понять, что человек находится на пределе, наверное, способен только профессионал. А сам взрослый должен понимать - когда он начинает закипать, ему нужно что-то предпринять, чтобы успокоиться: иногда помогает умывание холодной водой, чашка чая с травами или просто прогулка. Некоторые находят успокоение в разговоре с коллегами на перемене. Бывает достаточно выйти на минуту из класса и выполнить дыхательную гимнастику. В любом случае, нужна пауза, чтобы не нарубить с горяча.
Современные подростки не принимают авторитет взрослого через крик. В крике они видят слабость. Дети, видя подобные конфликты, могут перенять манеру поведения и пытаться поддеть других учителей, чтобы попробовать границы дозволенного. Чувствуя, что наступает эмоциональный предел, педагогу следует сказать: «Так, стоп. На этом мы заканчиваем. Потому что ничего хорошего из нашего конфликта не выйдет. Давай вести конструктивный диалог. Я выслушаю твои аргументы, а ты – мои. Придём к общему выводу».
Для разрешения подобных ситуаций в школе должен быть медиатор. Это может быть и завуч, либо психолог. В крайнем случае подключается директор. Просто в данной истории конфликт вспыхнул и вышел за пределы школы слишком быстро в виду публикаций видео в чатах и СМИ. Сегодня чаще бегут снимать, чем разнимать драку.














