Наши герои
1111

Когда есть кого защищать

Тимур Соктоев – об операции «Труба», флаге России над Суджей и «Золотой Звезде» Героя

Фото: личный архив Тимура Соктоева, t.me/alexeytsydenov

Впервые вся Россия услышала имя Тимура Соктоева еще в начале СВО, в 2022 году. Молодой парень под несмолкающим обстрелом врага уничтожил два танка и выкосил живую силу ВСУ. И это было только началом его героического пути. В эксклюзивном интервью «Информ Полису» мужчина рассказал о том, как прошел операцию «Труба», установил флаг России над освобожденной Суджей и получил «Золотую Звезду» Героя

Сохранить жизни бойцов

Тимур с детства мечтал стать военным. Окончив школу, он поступил на инженера в Улан-Удэ, но быстро понял, что это не его. Парень взял академический отпуск и ушел в армию, как и мечтал. 

– Я всегда хотел попробовать себя в военной службе. На «срочной» мне понравилась атмосфера: техника, дисциплина, преодоление себя. Ну и друзьями обзавелся. Так что сразу после нее я подписал контракт и уехал в Сирию. Там служил 8 месяцев и получил свою первую награду – медаль «Участнику военной операции в Сирии». А потом нас отправили на учения в Крым. Вскоре поступил приказ двигаться на Украину. Мы сразу поняли: намечается что-то серьезное, – вспоминает Тимур. 

У него уже был опыт участия в боевых действиях, поэтому молодого десантника отправили прямо на передовую. Он взял позывной Тим и бесстрашно поехал в самое пекло. 

– Тяжело постоянно видеть реалии войны. Смотреть, как погибают товарищи. Честно, мотивация в сражениях одна: выжить и сохранить как можно больше жизней своих бойцов, – отметил мужчина. 

В июле того же года Тимур получил знаковую боевую задачу – взять под контроль и защитить важный стратегический объект. Выполняя приказ, он занял и удерживал позицию вблизи железной дороги. Противник палил не переставая. Но Тимур сохранял холодный рассудок, мастерски уничтожая бронетехнику и живую силу украинских боевиков. В ходе боя он лично вывел из строя два танка Т-64, одну боевую машину пехоты и ликвидировал большое количество живой силы врага. Всего в том сражении подразделение Тимура уничтожило 12 танков, восемь БМП и более 120 украинских неонацистов. 

За этот подвиг Тимур получил орден Мужества и стал известен на всю Россию. Но главная награда была еще впереди его боевого пути.

48 часов доставали из-под завалов

Тимур Соктоев всегда был на передовой. Штурмовал Бахмут, работал на Курском направлении, освобождал Суджу. За годы СВО он прошел десятки боев, но в каждом было страшно, как в первом. Мужчина честно сказал: штурм – это всегда потери, поэтому думать в сражении нужно и за себя, и за парней. Он не раз вытаскивал раненых товарищей прямо с поля боя, да и сам оказывался в пекле.

Одна из самых значимых наград для Тима – медаль «За спасение погибавших». Мужчина не считал, сколько бойцов он спас. Но за годы, проведенные на СВО, их значительно больше сотни. 

– Помню, в Бахмуте наш минометный расчет засел в семиэтажке, и по ней пришелся удар ракетой. Весь дом сложился полностью, и наши парни остались под завалами. Мы 48 часов разгребали их, чтобы достать товарищей. А на Курском направлении мне дали точку, через которую проходили «300-е». Мне нужно было оказать им максимальную первую помощь, чтобы дожили до эвакуации и госпиталя. Ровно неделю я там пробыл, а потом сам получил ранение, – вспоминает Тимур. 

Всего их было три. Десантник попадал и под кассетный обстрел, и под сбросы дронов. Получал осколочные ранения и латал их прямо на поле боя. Но самое тяжелое он получил после операции «Труба». Как раз в тот день, когда водрузил флаг России над освобожденной Суджей.

Самая тяжелая задача

Операция «Труба» стала беспримерным подвигом российских войск. 800 штурмовиков использовали для скрытного прорыва трубу магистрального газопровода и оказались в тылу у врага. Подготовка была очень тщательной: в трубу закачали кислород, организовали накопители, запасы боеприпасов, воды и еды. Штурмовикам предстояло пройти 15 километров по трубе диаметром 1,4 метра. Был среди них и Тим. 

– За все время спецоперации это была самая тяжелая задача. Как физически, так и морально. Мы четыре дня шли в полной темноте, согнувшись буквой «Г», в полной экипировке. Не хватало воздуха, воды, еды. Двигаться дальше заставляло желание не остаться в этой трубе. Сильнейшая тяга жить. Я помню, как думал: лучше в бою погибнуть, чем остаться в этой грязной, вонючей трубе, – рассказывает Тимур. 

Выйдя на поверхность, наши бойцы заняли промышленную зону, чтобы оперативно вытеснить противника. Атака из трубы стала для врага полной неожиданностью: началась настоящая паника. ВСУшники побежали к мосту в Судже, но он уже был разрушен. Пришлось бросать технику и капитулировать. 

Военные аналитики объясняют уникальность операции: за 300–400 метров российским войскам приходится биться неделями. А тут они зашли в тыл, выбили врага и завладели его техникой. Суджа была освобождена. В тот же день Тимур Соктоев снова прославился на всю страну, установив флаги России и ВДВ над взятым городом. 

– Я не хотел отправлять туда своих бойцов, потому что вокруг все еще летали дроны. Решил пойти сам: не дай Бог отправлю кого-то и он пострадает. Конечно, была большая гордость за себя и своих товарищей – мы прошли такую сложную операцию и взяли Суджу! – отмечает мужчина. 

Водрузив флаг России, Тимур без какой-либо передышки пошел на следующее боевое задание. Казалось бы, самое сложное позади: операция «Труба» выполнена, Суджа освобождена. Но нужно было обойти город, и в каждом углу таилась смертельная опасность. Именно на этом задании мужчина получил тяжелое ранение, после которого уже не смог вернуться на фронт. 

– Нужно было обойти город. Вокруг шел обстрел, под ногами куча мин. Единственное, что оставалось делать – это защищаться он беспрерывного огня врага. Укрываясь, я наступил на мину. Так и получил ранение, – вспоминает наш земляк. 

25-летний Герой России

Реабилитация шла несколько месяцев. Находясь в госпитале, Тимур Соктоев получил известие: его приставили к высочайшему званию Героя России. 26 сентября «Золотую Звезду» мужчине вручил министр обороны России Андрей Белоусов. В тот же день Тимуру исполнилось 25 лет. 

– Я почувствовал большую гордость за себя и своих товарищей. Нашу работу оценило высшее руководство. Получать «Золотую Звезду» было волнительно, но больше всего переполняла гордость. За годы участия в СВО у меня кардинально поменялись ценности. Я понял, насколько ценны жизнь и братство. Не передать словами, что такое для меня товарищи, с которыми я в окопах делил спальники и пайки, которые меня вытаскивали из пекла и которых я также вытаскивал раненных. Горжусь, что мне довелось встретиться с такими парнями. Жаль, конечно, что уже не вернусь на фронт. Хотел бы еще побегать со своими парнями, – говорит Тим. 

Он уже вернулся в родную Бурятию и планирует продолжить военную службу в 11-й бригаде в Улан-Удэ. Дома его ждет 4-летняя дочка, которая за всю жизнь почти не видела папу. Ведь он защищал Родину.

– Сначала Сирия, потом СВО. Мы и виделись в основном по телефону. Но все эти годы дочка была моей главной мотивацией сражаться дальше. Мне есть кого защищать. Есть ради кого выполнять боевые задачи и биться, – заключил герой. 

Свою историю Тимур рассказал без пафоса и прикрас. Он говорил о своих подвигах и потерях так просто, словно это обычная работа. И только сравнивая два его фото – с начала СВО и с церемонии награждения Героев России – понимаешь, какой на самом деле большой путь прошел Тим. Он изменился, прежним остался лишь взгляд – прямой, отважный и искренний. 

За плечами две войны, три ранения и множество наград. Нет сомнений, что впереди у 25-летнего Героя России еще много побед. Как и сказал Тимур, ему есть ради кого стараться и идти к новым вершинам.

Автор: Александра Муромцева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях