Общество
2621

Забытые песни возвращают историю бурят

На прошлой неделе на сцене театра оперы и балета прошел сольный концерт молодой певицы Бадма-Ханды Аюшеевой. Не совсем обычным было как название концерта "История бурят. Шэнэхэнская версия", так и многое другое, происходившее на сцене.



Название концерта связано в первую очередь с историческими событиями в жизни нашего народа. С приходом к власти большевиков в 30-е годы часть бурят вынуждена была уйти в степи Монголии и Китая. Взяв самое необходимое, ночами они покидали свой очаг, свою юрту, свою родину. Среди них были и родственники Бадма-Ханды. Многие по пути к новому пристанищу умирали от голода, холода и болезней. Дошедшие обжили новые земли, назвали их Шэнэхэн (в переводе с бурятского "новое место"). Местные жители в этих местах не селились, считая их проклятыми. Там умирали от болезней, туда приносили усопших. На кого было надеяться пришлым? Только на себя и на Бога.

И вера помогла выжить переселенцам. Они обрели там новую родину, где продолжили традиционные занятия предков. До сих пор административно-территориальные деления в местах их проживания называются аймаками и хошунами. Проживающая там бурятская диаспора сумела и доныне сохранить язык, традиции, обычаи в первозданном виде. Как говорит сама певица, многие песни проникнуты тоской по покинутой родине, умершим родителям, детям. Здесь, в Бурятии, такие мелодии забыты.

Со сцены оперного театра Бадма-Ханда напомнила о трагическом прошлом нашего этноса. В концерте прозвучали обрядовые песни, которые исполнялись нашими предками при рождении человека, вступлении его в брак, ведении хозяйства, уходе его из этого мира. Песни исполнялись под аккомпанемент оркестра бурятских народных инструментов. Название концерта - "История бурят. Шэнэхэнская версия" - обязывало к театрализованному представлению, и здесь народное пение органично сочеталось с выступлением театра танца "Бадма Сэсэг".

В начале 90-х стало возможным возвращение шэнэхэнских бурят в Бурятию. В 1993 году в Улан-Удэ с родителями приехала и четырнадцатилетняя Бадма-Ханда Аюшеева. Очень многое здесь для них было совершенно новым: люди европейской внешности, современная одежда, совершенно иные отношения:

Нескольких детей, в том числе и будущую певицу, принял республиканский лицей-интернат № 1, где успешно работает ансамбль "Наран". В его составе Бадма-Ханда объездила всю республику, была во многих российских регионах, а в 97-м выезжала в Англию, в Бирмингем. Сейчас она учится в академии культуры и искусств на вокальном отделении у профессора Галины Базаржаповны Шойдагбаевой. А с февраля по апрель нынешнего года ей посчастливилось вместе с Эрженой и Саяном Жамбаловыми петь в нью-йоркском театре "Ла Мама". "Там я лишний раз убедилась, насколько любимо людьми народное пение. И из-за этого еще больше полюбила песню сама, - признается Бадма-Ханда. - Главное в песне - проникнуться ею. Чтобы шло от сердца. На сцене я мысленно представляю себя на природе, рядом с родными. Мне важно видеть глаза сидящих в зале, их реакцию. А после исполнения, уйдя за кулисы, сужу по аплодисментам, получилось у меня или нет".

Конечно, получилось. Получилось в 99-м году с песней "Сагаатайн гол", удостоенной премии президента Бурятии на "Белом месяце". У этой невысокой девушки получается главное: уникальным голосом не оставлять никого равнодушным, а значит, собирать полные залы и бурные аплодисменты.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях