бурятский язык
4850

Скандальный закон о «добровольном изучении бурятского» могут отозвать

Основы языка должен знать каждый, уверены общественники республики

Фото из архива infpol.ru

Вопрос о бурятском языке обсуждался на встрече главы Бурятии Вячеслава Наговицына с блогерами и общественниками 20 ноября. Напомним, закон, который был принят в феврале 2014 года, дал школам право  полностью отказаться от изучения бурятского. И этим правом воспользовался Бичурский район. Позже его примеру последовали ряд школ Мухоршибирского, Тарбагатайского, Прибайкальского и Заиграевского районов.

«Сохранение всей культуры»

История с законом о бурятском языке наделала много шума. Однако, несмотря на заявления о его непопулярности, власти отмечают, что с каждым годом число желающих изучать национальный язык только растёт. При этом определяющую роль играет позиция родителей школьников, а вот национальная принадлежность значения не имеет.

- Дети, будь то бурят, армянин или русский, находятся на одинаковых стартовых позициях. Есть две группы, одна – для владеющих, другая – для не владеющих бурятским языком. А механизм оценивания для каждой одинаков. Мне кажется, что составлять какие-то механизмы по отдельным национальным признакам – это утопия, – сообщил на одном из правительственных брифингов в октябре замминистра образования Баир Жалсанов.

У общественников на этот счёт несколько иное мнение. «Мы учим бурятский, но не учимся на бурятском, – считает председатель гуннского фонда Олег Булутов.

- Мы не учим свою историю и культуру, отсюда – все проблемы. Люди уезжают, и здесь ничего не держит – ни традиции, ни история, ни культура, ни, тем более, язык, – заявил он на встрече с главой.

Олег Булутов предложил помощь властям со стороны общественников.

- Конечно, мы можем критиковать, выходить «на бой», но от этого ничего не изменится, – уверен он.

Глава Бурятии идею поддержал.

- Возможно, нам придётся какие-то федеральные нормативные акты подготовить. Давайте подготовим, полностью вас поддерживаю. Согласен абсолютно, что знание бурятского, во всяком случае, для представителей титульной нации, обязательно. Это сохранение всей культуры, – считает Вячеслав Наговицын.

Владеть азами

По мнению председателя общественной организации «Буряад Соёл» Солбона Санжиева, повсеместное изучение бурятского «крайне необходимо».

- Мы являемся туристической зоной, и если мы будем приглашать туристов в республику, а они приедут и увидят, что этническая культура хорошо развита, это, естественно, скажется на экономической ситуации, – заявил Солбон Санжиев. – Речь идёт даже не о том, что титульная нация должна знать свой родной язык, а о том, что большая часть Бурятии должна владеть хотя бы его азами. И вы, как глава, тоже должны подавать пример.

Вячеслав Наговицын согласился, но призвал подходить к вопросу конструктивно.

- Мы живём в едином правовом пространстве. И пока закон не изменили, нарушать его нельзя, – считает глава. – Иногда я слышу призывы взять и «выкинуть» его. Это неконструктивно. Если закон не нравится – просто меняем его.

Вернутся к пересмотру?

По мнению профессора БГУ Валерия Архинчеева, отдавать изучение бурятского на откуп школам нельзя.

- Это должна быть общегосударственная политика. С момента принятия закона прошло больше года, и последствия только негативные. Может, стоит вернуться к его пересмотру? – предложил он.

Вячеслав Наговицын пообещал вернуться к этому вопросу.

- Вы мою позицию знаете и я её не раз высказывал. Я считаю, что все детишки – и русские, и буряты, и татары, и все остальные – должны обязательно изучать бурятский язык, освоить хотя бы какой-то минимум, необходимый для общения. Недавно мы были в нескольких специализированных детских садиках, где дети учат три языка – русский, бурятский и английский. И все спокойно на них говорят, – подчеркнул глава.

Национальные школы

Кстати, в ближайшие годы в столице республики начнут появляться школы с углублённым изучением национального языка. Такой опыт уже опробован в образовательных учреждениях трёх районов – Тункинского, Заиграевского и Закаменского.

- Мы договорились, что в каждом районе обязательно сделаем такую базовую школу. С детским садиком, чтобы было сквозное обучение, чтобы из этого садика дети поступали сразу в лицей. Но мы столкнулись с неожиданной проблемой по первому лицею: детский сад определили, но город вдруг встал на дыбы, не отдаёт нам этот детский садик под изучение бурятского, – рассказал Наговицын.

Кстати, сам глава азы национального языка осваивает. Но это даётся ему с трудом.

- Я очень активно занимаюсь бурятским языком, периодически его повторяю, потому что он непростой. Есть хорошие педагоги, которые меня учат. Потом я являюсь носителем языка полгода-год, потом забываю всё напрочь – и снова приглашаю преподавателя. Но во всех своих выступлениях стараюсь использовать бурятский. Я же понимаю, где я нахожусь и руководителем какой республики являюсь. Обещаю, что и впредь буду практиковаться в этом деле, – пообещал он участникам встречи.

Вячеслав Наговицын в заключение рассказал, что в школе и вузе изучал французский и защищал на нём диплом. Но язык уже забыл.

- Ни одного слова на французском не помню, – с улыбкой признался он. – Защищал диплом практически час – и вот, представляете... Негде практиковаться. Поэтому бурятский недостаточно просто изучать: нужно создавать среду – кафе, клубы по интересам, компьютерные программы.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях