Общество
5057

Почему в Бурятии плохие дороги?

На днях ученые нашли ответ на вопрос, который уже стал риторическим: почему в России плохие дороги?

Первой причиной низкого качества дорог ученые из РОСДОРНИИ назвали позднее объявление конкурсных процедур. Из-за этого они зачастую стартуют вместе с выходом на трассу асфальтоукладчиков.

- В итоге подряды размещаются нерационально, а строительство затягивается и ведется и в проливные дожди, и в снегопады, - отвечают ученые на самый популярный вопрос, почему дороги ремонтируются не по сезону.

Остальные причины

Вторая главная причина - некачественный отбор подрядных организаций. Для изменения ситуации нужно расширить квалификационные требования в конкурсах и ввести предварительный отбор подрядчиков. Нужно, чтобы качество работ превалировало над ценой, а также исключить возможность демпинга.

На третьем месте – нереальные условия контрактной системы.

- Система оплаты работ должна мотивировать подрядчиков работать ритмично, качественно и сдавать объекты в срок, - считают ученые. - Для этого надо формировать реалистичный бюджет и предусматривать реальные сроки выполнения работ.

Четвертая причина низкого качества дорог - отсутствие комплексной системы технадзора за дорожными работами.

- Необходима ясная и прозрачная система конкурсов по техническому надзору строительства, - уверены специалисты. – Это нужно затем, чтобы в конкурсных процедурах принимали участие только профессионально подготовленные специалисты, имеющие хорошую техническую базу в регионе.

Наконец, пятая причина разбитых дорог — отсутствие должного контроля за выполнением подрядчиками своих гарантийных обязательств. По мнению ученых, заказчики не должны замалчивать дефекты строительства, которые могут появиться на второй-третий год после выполнения работ, а чиновники должны добиваться неукоснительного исполнения гарантийных обязательств через суд.

Бурятия: 30 лет без ремонта

Конечно, результаты исследования ученых из РОСДОРНИИ применимы практически ко всем регионам России, и к Бурятии в том числе. Однако «Информ Полис» решил узнать о дополнительных причинах того, почему в нашей республике не самые лучшие дороги. За комментариями мы обратились в Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия («Бурятрегионавтодор»).

Там нам подтвердили, что технический уровень большей части региональных дорог республики не отвечает современным социально-экономическим требованиям. Наши дороги имеют высокую степень изношенности.

- Из-за дефицита средств в республиканском бюджете ремонт на большой протяженности дорог не проводился уже более 30 лет, - признаются специалисты ведомства.

К тому же большая часть ранее построенных дорог не рассчитана на нагрузки тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.

Дороги требуют вложений и кадров

Своим мнением по поводу того, почему дороги Бурятии сложно назвать идеальными, поделились и в Министерстве транспорта республики. В ведомстве рассказали, что сейчас доля автодорог регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям составляет 64,5 %, а местных дорог, которые срочно требуют ремонта, еще больше.

- Основной объективной причиной такого состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них является дефицит средств финансирования, - говорят в Минтрансе Бурятии. -  На протяжении нескольких лет вплоть до 2012 года практически не ремонтировались автодороги -  "недоремонт"составляет около 90 %. Для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния автодорог необходимо проведение ремонтных работ в соответствии с их «жизненным циклом», в течение которого до реконструкции дорог должны осуществляться два ремонта с периодичностью 4-6 лет, однако в виду ограниченности средств производился лишь ремонт аварийных мостов, а на ремонт автодорог средств не выделялось.

В связи созданием в 2012 году Дорожного фонда ситуация с финансированием изменилась. Так, если на автодороги регионального и местного значения из республиканского бюджета в 2008 году было направлено всего более 700 млн.рублей, то в 2012  эта сумма выросла и составила уже более 1,7 млрд.рублей. В первую очередь эти деньги начали тратить на реконструкцию аварийных мостов, строительство автодорог с твердым покрытием и капитальный ремонт.

Для сохранения и развития сети автомобильных дорог общего пользования, повышения технического уровня дорог путем их модернизации, реконструкции наиболее загруженных участков дорог постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.03.2002 года № 74 утверждена Республиканская целевая программа «Дороги Бурятии XXI века на период до 2010 года прогнозом на 2020 год», которая предусматривает поэтапное осуществление мероприятий с целью улучшения состояния региональной сети республики.

Так, в 2012 г. было перестроено 4 ранее аварийных моста, введено после строительства и реконструкции 34,5 км автодорог регионального значения, отремонтировано 11 искусственных сооружений и 53 км автодорог. На местной сети построены подъезд к с. Холтосон в Закаменском районе и к с. Амгаланта в Хоринском, отремонтировано более 200 км автодорог в населенных пунктах и 6 мостов, построен мост ч/р Баргузин в местности «Буксыкен», в г. Улан-Удэ отремонтировано 17 улиц протяженностью более 13 км, построена автодорога в п. Забайкальский, железнодорожный переезд в п. Горький, построена развязка на ул. Балтахинова-Куйбышева.

В 2013 году из средств Дорожного фонда на региональную сеть будет направлено 1,6 млрд.рублей, за счет которых запланировано осуществить реконструкцию 6 мостов (по два моста в Кабанском и Северобайкальском районах и по одному мосту в Баунтовском и Еравнинском районах), отремонтировать 54 км автодорог (в Баунтовском, Еравнинском, Иволгинском, Прибайкальском и Тункинском районах) и 11 искусственных сооружений ( в Закаменском, Северобайкальском, Баунтовском, Окинском, Тункинском и Курумканском районах), вдоль автодорог, проходящих через населенные пункты Онохой, Телемба, Хоринск, Петропавловка будет установлено искусственное электроосвещение, за счет привлеченных субсидий из федерального бюджета будет введен в эксплуатацию мост через р. Баргузин вместо существующей в настоящее время паромной переправы у с. Усть-Баргузин, продолжится реконструкция участков автодороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян с вводом в 2013 г. около 54 км.

Еще одна из проблем это кадры. До 2004 года на территории Республики не было учебного заведения, которое бы готовило специалистов в дорожной области с высшим образованием. Благодаря усилиям Госкомитета по управлению автомобильных дорог и Правительства РБ в 2004 г. на базе строительного факультета при кафедре «Промышленное и гражданское строительство» была открыта специальность «Автомобильные дороги аэродромы», на сегодняшний день выпущено 38 специалистов с высшим образованием, которые в настоящее время успешно трудятся в дорожной отрасли.

Нельзя не затронуть и такую проблему как слабая квалификационная техническая база подрядных организаций, выполняющих дорожные работы и соответствующих современным требованиям, а также серьезные недостатки Федерального закона № 94 «О размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг и поставке товаров для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым практически все дорожные работы размещаются через аукцион, где главным и основным показателем для победы является только цена.

К сожалению из действующего законодательства убрали такой этап как предквалификационный отбор, на котором предварительно рассматривалось соответствие всех претендентов по квалификационному признаку, т.е. наличие техники, квалифицированного персонала, опыта работы, отзывы Заказчиков и т.п., и только после этой процедуры допускали их до конкурсов.

Отсутствие вышеуказанных норм привело к тому, что выполнять дорожные работы стали организации, как не имеющие ни необходимой техники и оборудования, так и квалифицированного состава и опыта работы.

На сайте Минтранса Бурятии в разделе «Дорожный фонд» размещается республиканская программа дорожных работ на текущий финансовый год, в которой можно более подробно узнать какие дороги и мосты реконструируются, какие ремонтируются и какие на них направляются финансовые средства.



Миллионы вместо миллиардов


В 2013 году на ремонт региональных дорог (в том числе и капитальный) из республиканского бюджета должны выделить 446,8 млн рублей.

Для сравнения, насколько мала эта сумма, приведем пример: в 2012 году в сеть автодорог регионального значения Бурятии дополнительно приняли 203,5 км дорог, которые находятся в аварийном состоянии. Чтобы привести их в порядок, требуется ориентировочно 5,5 млрд рублей.

Причины низкого качества региональных дорог в Бурятии

1. Многолетний дефицит финансирования в республиканском бюджете – денег не хватает ни на ремонт, ни на содержание.

2. Из-за позднего поступления средств из федерального бюджета конкурсные процедуры на строительство и реконструкцию дорог также проводятся поздно.

3. Не ведется предварительный отбор подрядчиков, а квалификационные требования к подрядным организациям весьма лаконичны.

4. Порядок финансирования выполняемых работ не упорядочен. Поэтому у подрядчиков низкая мотивация работать качественно и сдавать объекты в срок.



Общая протяженность сети автомобильных дорог регионального значения в Бурятии составляет 3530,4 км.


Из них:

- 280,2 км – грунтовые дороги,

- 1257,7 км – гравийные и щебеночные дороги,

- 1997,5 км – асфальтобетонные дороги.

На автомобильных дорогах Бурятии находится 461 мост общей длиной 15428 метров.

24% этих мостов находятся в аварийном состоянии и требуют незамедлительного проведения капитального ремонта, реконструкции и перестройки.

Автор: Аревик Сафарян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях