лес

В Бурятии заработал первый в стране телескоп для «поиска» опасных астероидов

Прибор способен разглядеть космическую глыбу размером с Тунгусский метеорит

Фото: пресс-служба Иркутского научного центра

Обнаружить потенциально опасные для планеты тела теперь  можно за месяц до их столкновения с Землёй, сообщают «Известия». Опытная эксплуатация первого в России широкоугольного телескопа, предназначенного для скоростного обзора неба, начата в саянской обсерватории Института солнечно-земной физики сибирского отделения РАН в Тункинском районе Бурятии. Телескоп АЗТ-33 ВМ с полем зрения 2,8 градуса построен петербургским АО «ЛОМО» при содействии СО РАН и предприятий Роскосмоса.

- Это первый инструмент такого уровня в России, телескоп мирового класса, очень мощный. Он способен обнаружить далёкие объекты, угрожающие Земле, – рассказал «Известиям» научный руководитель Института астрономии РАН  Борис Шустов.  –  За 30 секунд такой телескоп может получить на приёмник излучения информацию об астероиде размером 50 метров  на расстоянии в одну астрономическую единицу –  150 миллионов километров. Это означает, что на таком расстоянии можно обнаружить тело, по параметрам сопоставимое с Тунгусским метеоритом.

По словам Шустова, самое короткое время подлёта таких тел к Земле с такого расстояния –  месяц, причём при самом плохом сценарии. Но обычно требуются годы. А это даёт возможность «вычислить»  потенциально опасные астероиды задолго до их приближения к Земле.

Издание отмечает: вопросы астероидно-кометной опасности обсуждаются регулярно уже много лет, в том числе – и на уровне ООН и других международных организаций. Но адекватные средства для обнаружения опасных тел создаются только сейчас, а способы воздействия на астероиды и кометы пока развиваются лишь в теоретической плоскости. Первый реальный эксперимент по воздействию на астероид планируется провести в начале 2020-х годов. К астероиду Дидим и его спутнику Дидимун направят космический аппарат-таран, который попробует изменить орбиту Дидимуна, что в теории позволит изменить орбиту самого Дидима – астероида диаметром 780 метров.

Пока же средства воздействия на космические тела не созданы и не испытаны, и от космических угроз население Земли никак не застраховано.

- Но чтобы иметь возможность подготовиться к чему-то вроде падения Тунгусского метеорита, нужно как можно раньше эту угрозу идентифицировать. Самый амбициозный и высокобюджетный проект наблюдения за космическими телами реализуется сейчас на Гавайях, где строят систему из четырёх широкоугольных телескопов Pan-STARRS (Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System). Бюджет проекта – 100 миллионов долларов. Пока введён в строй первый телескоп – PS1, второй начнёт работать уже осенью этого года.

По словам Бориса Шустова, для того чтобы возможности телескопа АЗТ-33 ВМ были задействованы полностью, нужно приобрести для него оборудование на сумму порядка 500 миллионов рублей.

-  Широкое поле означает большую принимающую поверхность, –  поясняет Шустов. –  В Саянской обсерватории сейчас на этой поверхности лежит один небольшой детектор, таких нужно не меньше 20, чтобы закрыть всё поле. Тогда появится возможность наблюдать сразу за огромной площадью неба. Детекторы мы покупаем за рубежом, по моим расчетам, для закупки детекторов нужных параметров требуется порядка 500 миллионов. Тогда телескоп заработает на полную мощность. Это обязательно нужно сделать, чтобы довести начатое дело до полноценного результата.

В рамках федеральной космической программы, рассчитанной на 2016-2025 годы,  в России запланировано создание автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном пространстве. В рамках этого проекта планируется провести разработку технологии и программных средств для обнаружения небесных тел,  угрожающих нашей планете, создать аппаратно-программный комплекс моделирования сценариев и средств противодействия объектам естественного происхождения, опасно сближающихся с Землёй.

Автор: Артемий Иванов