В  последние месяцы творчество рэпера Дмитрия Кузнецова, более известного как Хаски, стремительно набирает популярность в Сети. Сам он родился в Улан-Удэ, но вот уже несколько лет живёт и работает в Москве. В ноябре, в преддверии выхода нового альбома, Хаски презентовал клип под названием «Пуля-Дура». Над ним работала команда бурятских клипмейкеров «AP production». Съёмки проходили на территории Москвы.

Видео за считанные дни облетело Интернет и собрало множество положительных отзывов – как от поклонников творчества Хаски, так и от его «коллег по цеху» – Басты и Оксимирона. Не оставил без внимания новую работу Хаски и российский писатель Захар Прилепин.

На YouTube клип посмотрели уже более миллиона человек. А в конце декабря рэпер дал большое интервью  «The Village». Журналисты встретились с ним в Доме аспирантов и стажёров МГУ (ДАС), где он прожил пять лет, и узнали, каково было подростку из Бурятии вливаться в журналистскую тусовку и почему он решил посвятить себя музыке. Ещё одно интервью с исполнителем из Бурятии появилось в конце февраля на страницах популярного мужского журнала «Gentlemen’s Quarterly» (GQ). В  конце марта Хаски возглавил российский чарт MTV  со своей композицией «Панелька». Он сумел обойти таких известных исполнителей как Noize MC, Макс Барских, Иван Дорн, группу «Время и стекло» и украинский музыкальный коллектив «Грибы».

Вирусная популярность

Федеральные СМИ продолжают следить за творчеством рэпера из Улан-Удэ. На минувшей неделе «Газета.ru» опубликовала рецензию на его новый альбом. Издание отмечает: пластинка «Любимые песни (воображаемых) людей» окончательно «закрепила» за Хаски статус главной надежды российской музыки.

- В медиапространстве рэпер Хаски возник совсем недавно – из-за нескольких клипов, получивших вирусную популярность в Интернете. Подозрительный тип в спортивном костюме, с ломаными движениями и неприятным пьяным выговором зачитывает строчки о том, что хочет быть не красивым и не богатым, а «автоматом, стреляющим в лица». Реакция слушателей была полярной: от отрицания в этих сочинениях хоть малой толики таланта – до панегириков и провозглашения рождения нового гения. Но оба лагеря соглашались в одном – строчки из его песен, раз услышав, совершенно невозможно выкинуть из головы, – пишет «Газета.ru».

Реакция стала еще противоречивее, когда в дело вмешалась политика: выяснилось, что новый герой русского рэпа симпатизирует ополченцам Донбасса, дружит с Захаром Прилепиным и якобы даже высказал желание служить в его батальоне,  что не помешало ему ранее ходить на «болотные» митинги, критиковать Путина и происходящее в стране. Хотя, как отмечает издание, история с Хаски совсем не про политику.

- Поляризованное общество потребовало от нового мастера культуры определиться, с кем он. А он, как назло, определяется плохо, чем чрезвычайно раздражает и «либералов», и «патриотов».  Судя по интервью, самый обсуждаемый российский рэпер не слишком амбициозен – первую пластинку писал украдкой в общежитии, подрабатывал грузчиком и промоутером, да и сейчас не уверен, что с музыкой у него всё серьёзно, – говорится в отзыве. – Тем не менее, судя по двум его предыдущим альбомам «Сбчь жизнь» (2013) и «Автопортреты» (2015), музыкант за эти годы проделал колоссальный профессиональный путь – от талантливой, но несколько незрелой лирики под простенькие сэмплы до самобытных хитов, которые удивляют и литературной точностью, и музыкальной раскованностью. Как если бы Кендрик Ламар вырос в «хрущёвках», зачитывался Борисом Рыжим и имел некоторые проблемы с дикцией.

Заражённая музыка

«Газета.ru» отмечает: в новом альбоме модный заграничный звук обретает именно что русскую калибровку. Нарочито разболтанный голос то просвечивает народными мотивами в стиле Михея, то отсылает к шутовской традиции «АукцЫона», то прямо перерастает в неуютный стон беспробудного пьянства. Хаски изобретает тот самый русский рэп, в котором вместо типичного самодовольного вопроса «Чья это тёлочка?» задаются другим –  «Чья это белочка», но отвечают с таким же хвастовством – «Это моя». Хаски, безусловно, не первое открытие в русском рэпе за последние годы: много писали и о Скриптоните, и о Фараоне. Но пытаясь нащупать подходящий язык, «голоса поколения», по сути, ощупывали зияющую пустоту, которую приходилось неумело маскировать текстами про «траву, бухло и тёлок».

Хаски же ничего не придумывает, а сразу помещает себя в эпицентр этой пустоты, в которой разлит такой парализующий ужас, что всё самодовольство прожигателей жизни выпадает из неё как нечто совершенно не соответствующее регистру. Там, где Скриптонит с вальяжностью эвент-менеджера заключает «Это моя вечеринка», Хаски готов лишь только всех как следует обломать:  «Останови вечеринку, я буду петь свою музыку, самую честную музыку».

- В «Любимых песнях (воображаемых) людей» он по-настоящему виртуозен в текстах – деградирующая простота соседствует со сгущённым образным смыслом, и все это украшается хулиганскими рифмами, в которых он скрещивает «Иерихон» с «перепихоном». Причём это не пресные фокусы для образованной публики, в которых рэпер показывает, что может знать умные слова и складывать их в осмысленные предложения, как это во многом было с другим «голосом поколения» – рэпером Оксимироном, – отмечается  в рецензии. –  Это живое чувство живого языка, которое заставляет автора слово «дую» продолжить словом «колдую» и тут же не удержаться от слова «колядую». Но самое главное, что Хаски, поместив себя в эту пустоту, кажется, сумел заговорить от её лица, от лица безъязыкого бездеятельного множества, чья жизнь заключена в убогие панели многоэтажек. Речь не об отдельных маленьких людях, а именно о нечленораздельной массе, из которой, будто голема, обычно лепят сущность под условным названием «народ».

Автор рецензии уверен:  Хаски не поэтизирует эту массу, не восторгается её пассионарным тупым обаянием (как это, кстати, очень талантливо делает другой молодой рэпер Антоха MC в альбоме «Родина»), а, если угодно, сам даёт ей язык и возможность говорить, воплощает в слово.

- Пустота, с которой работает Хаски, подобна радиоактивному материалу, соответственно, и музыка у него выходит не просто заразительная, а заражённая. Это безразличие, страх, агрессия и, в то же время, полное приятие, которое можно почувствовать только лишь в самых безвыходных ситуациях. Судя по этому альбому, Хаски вполне способен стать главным проповедником особого русского дзена, сакральные знаки которого уже давно выжигают сигаретой на обшарпанных стенах подъездов, – заключает «Газета.ru».