хобби
4819

«Мне приятно делать красоту и радовать покупателей»

Жительница Бурятии создает керамические изделия в авторском стиле

Фото: личный архив В. Штанько

Валентина Штанько уже 12 лет известна как мастерица, создающая керамические изделия в авторском стиле. В 2011 году она создала свой бренд «Поющие пески» по изготовлению декоративных тарелок, кружек, фигурок, колокольчиков, часов, пуговиц, украшений и многого другого. Работы Штанько покупают ценители хрупкой красоты из России и зарубежья. Валентина рассказала, как преодолела тернистый путь к своему любимому делу.

— Расскажите о себе. 

— Родом я с Западной Украины, из города Ровно. В 1975–1976 годах наша семья переехала на БАМ. Три года мы прожили в поселке Звездный и в 1979 году переехали в Северобайкальск. Окончила школу искусств и поступила в Красноярское художественное училище им. Сурикова на художника-оформителя. В 1987 году окончила училище, вышла замуж. Встретила прекрасного человека и не ошиблась. Самое интересное, что мы с ним два дня были знакомы и поженились. Вот уже 35 лет вместе. У нас дочка и сын, они тоже любят заниматься керамикой. Трое внучек. Окончила в 2005 году Красноярский государственный художественный институт, отделение художественной керамики. Сейчас я на пенсии. 

— В каком году и почему вы занялись созданием изделий из керамики? 

— Когда училась в школе искусств, моя учительница Ольга Михальченко подтолкнула поступить в Красноярск. Она поступила на отделение художественной керамики, а я на художника-оформителя. У нас было два года разницы, и мы дружили. Я посещала часто институт, мне нравилась керамика, интересно было. Все-таки это от нее у меня пошло. 

Был случай, когда подруги рассказали мне и маме, что в Иркутске на отделение художественной керамики не было конкурса. Моя мама, пророчица, тогда сказала: «Поступила бы ты, Валентина, на художественную керамику, сидела бы на заводе, тарелки расписывала». Мне почему-то казалось, что художник-оформитель — это круче. 

В итоге получилось так, что я начала мечтать об этом. Времени учиться не было, детки друг за другом родились. В 2000 году, когда детям было 10 и 12 лет, я уехала в Красноярск поступать на художественную керамику. Заочного отделения не было, и я училась очно, даже набрала больше всех баллов, хотя мои однокурсники были меня на 10–15 лет младше. Все городе, кто меня знал, крутили пальцем у виска. Никто не понимал, что я к этому стремилась все это время, только муж поддержал. По прошествии лет понимаю, что это было безумие. 

В 2005 году окончила институт с красным дипломом. Для своей дипломной работы на тему «Ветры Байкала» сделала восемь монументальных сосудов. Я была потрясена тем, что главный архитектор Красноярска Арэг Демирханов на защите встал и начал читать стихи собственного сочинения о Байкале. Когда моя дочь поступила в этот же институт на художественную керамику, я узнала, что осталось всего три сосуда от моей дипломной работы. Ну тоже хорошо смотрелись. 

После окончания института вернулась в Северобайкальск, занималась своей старой работой — оформлением рекламных вывесок, стендов. Одно время работала в ДК «Железнодорожник», оформляла сцену, афиши. Потом увлеклась оформлением интерьеров. От школы искусств вела в начальных классах рисование, преподавала декоративно-прикладное искусство старшим детям. Мой знак зодиака Близнецы, поэтому меня многое интересовало в жизни. 

Только в 2011 году я смогла купить печь, гончарный круг и конкретно заняться керамикой, мне это очень нравится. Остальное выбросила из своей жизни, правда, иногда создаю рекламные макеты на компьютере. Делала иллюстрации для книг моей подруги Татьяны Ветровой. Логотипы к юбилеям БАМа, начиная с 35-летия, — моя разработка. Сейчас разрабатываю логотип к 50-летию БАМа. 

Вначале я делала выставочные работы из керамики, участвовала в 2012 году в международном арт-проекте «Календарь счастливых дней» в Красноярске, выставке-симпозиуме «БайкалКерамистика» в Иркутске», в 2013 году во всероссийском проекте «Дар огня. Яблочный Спас» в Красноярске, в выставках в Северобайкальске, Нижнеангарске. Сейчас я от этого отошла, нет вдохновения. Занимаюсь семьей, живу для себя, отдыхаю, делаю сувениры. Были настойчивые люди, просившие давать им мастер-классы, например, девушка из Хабаровска. А так арендовать достойное помещение для мастер-классов позволить себе не могу. 

— У вас есть самозанятость, ИП или ООО? 

— Было, когда занималась рекламой, но сейчас мне это не нужно. 

— Какую продукцию вы производите? Есть новинки? 

— Я такой человек, мне что скажут, то могу сделать. Могу и картину нарисовать, портрет, и керамические изделия: декоративные тарелки, кружки, панно, чайники, фигурки, вазы, горшки, колокольчики, часы, украшения… Основной акцент делаю на сувенирной продукции, изучаю эвенкийский стиль. В керамике очень много направлений, мне хочется все попробовать, поэтому получается штучный продукт. 

Одна женщина из Подмосковья сподвигла меня на создание серии национальных декоративных тарелок. Она у меня их все выкупала, у нее уже дома целый музей.

— Что отличает вашу продукцию от других? 

— Главное, что я делаю это с душой, вкладываю свои эмоции и чувства. В выходные, летом каждый день, выхожу на пробежки у Байкала, вдохновляюсь. 

Мне говорят, что мои работы отличаются. Я думаю, это из-за первого образования художника-оформителя, когда от нас требовали культуры подачи, чтобы все было идеально. Сейчас в керамике модно, чтобы была небрежность и было видно, что руками сделано. А у меня все должно быть идеально. Все ровненько, пережигаю не знаю на сколько рядов. Стремлюсь к высокому качеству, мне нужно работу довести до совершенства. 

В институте преподавали узнаваемую красноярскую школу керамики. С другими студентами работали почти в одной технике, поэтому многие техники мы знали поверхностно. Со временем приходится что-то новое узнавать, и проще купить мастер-класс. 

— Кто ваши основные покупатели? Есть спрос в России и за рубежом? 

— Есть люди, которые находят мои работы и именно их хотят купить. Мне это приятно. В основном покупают жители Москвы, но отправляла работы в Краснодар, Хабаровск, Симферополь, Мариуполь. До определенного времени были покупки из Америки. Девушка из Испании купила у меня красный колокольчик, и я была удивлена, что она сама занимается керамикой. Хотя могу понять, потому что сама покупаю у керамистов понравившиеся изделия. Однажды сделала кружки для одной кофейни. Когда пришли туда с дочерью, она сказала, что их не хочется выпускать из рук. Когда видишь восторг, отзывы людей, конечно, это поднимает настроение. Мне приятно делать красоту, радовать покупателей. 

— Какие материалы вы используете и где их покупаете? 

— Глину в основном покупаю в Красноярске. В Москве и Санкт-Петербурге — глину и краски. Раньше сложно было с доставкой, переправляли через друзей. Сейчас проще с транспортными компаниями. В Северобайкальске такие специфические импортные материалы не продаются, а к хорошему быстро привыкаешь. 

— Пандемия и санкции как-то осложнили вам жизнь? 

— Материалы стали дороже более чем в два раза, потому что в основном все зарубежное. 

— Сколько в год/месяц вы производите продукции? 

— Не считала. У меня, к сожалению, не математический склад ума. Даже если я записи начинаю делать, то пропускаю месяц-два, и все это подвести уже сложно. Да и мне это не интересно. 

По времени одна тарелка делается час, сохнет двое суток, потом первый обжиг. Роспись делаю максимум три дня, потом сохнет еще сутки. Потом опять в печь на сутки. В общем, где-то неделю, в зависимости от сложности. Кажется, что все легко и просто, а я ужасаюсь, сколько на самом деле сил и времени потрачено. Иногда изделия получаются с первого раза, но нередко приходится повозиться, потому что печь может быть непредсказуемой. 

— Ваш примерный годовой/месячный доход? 

— О доходах не вижу смысла говорить, потому что я трачу их тут же на материалы. Меня обеспечивает муж. При составлении цен ориентируюсь на Северобайкальск, цены низкие, чтобы люди могли себе позволить. Конечно, в интернете продаю в два раза дороже, ориентируясь на работы других мастеров и потраченное время. Недавно немного подняла цены, потому что иначе я бы не смогла купить материалы. 

Порой очень красивые изделия жалко продавать по низкой цене. Если кому-то из друзей понравится, то я им дарю. Мне намного приятнее подарить, чем продать. У меня акцент не на зарабатывании денег. Есть семья, дом, красивый город, Байкал, любимое дело. Что еще нужно для счастья?

— Где можно приобрести вашу продукцию? 

— У меня есть интернет-магазин на платформе «Ярмарка мастеров», там можно посмотреть мои работы. Есть страницы во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». В картинной галерее в Северобайкальске можно увидеть мои работы.

— Какие у вас планы развития? 

— Со временем понимаю, что стремлюсь повторить свою дипломную работу «Ветры Байкала». Хочу сделать для Северобайкальской картинной галереи солидную выставочную работу, посвященную этой теме. Не знаю, когда этим займусь. Как говорится, расскажи о своих планах богу и рассмеши его. Так что не знаю, какие планы. Я обыкновенный человек, ни к чему высокому не стремлюсь. Просто занимаюсь любимым делом.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях