Профессия наизнанку
5003

«Не страшно только дураку»

Взрывотехник рассказал о тонкостях своей профессии

Фото: пресс-служба управления Росгвардии по Бурятии

Об одной из самых опасных профессий в мире я до недавнего времени знала не так много. Часто видела машины Росгвардии по городу и понимала, что рядом произошло что-то серьезное. И не так давно задалась целью узнать о том, чем занимается одно из подразделений ведомства. Ошибочно я считала, что называют людей, которые обезвреживают взрывные устройства, саперами. Как мне пояснил наш герой Виктор Р., есть «инженер-сапёр», а его профессия – взрывотехник. О смертельных рисках, сегодняшней обстановке в Бурятии и самых незабываемых выездах он рассказал «Информ Полису». 

«Работаем быстро и безопасно»

О том, что мне предстоит побывать на базе ОМОН Бурятии, я узнала в день интервью. И даже не успела представить, какой может быть обстановка и куда меня отвезут. Как и ожидалось, все очень строго. И это можно было понять лишь по удивленным взглядам сотрудников, которые никак не ожидали увидеть в стенах своей организации журналиста. Но мне повезло, и я попала на настоящую экскурсию, а по собственным ощущениям, прошла ускоренный курс подготовки взрывотехника. На первый вопрос о том, как именно они работают в сегодняшних реалиях, ответ был однозначный: «Работаем быстро и безопасно». 

– В нашем деле не страшно только дураку. Есть много профессий, в которых условия сопряжены с риском для жизни: токарь, сварщик, высотник. Главное – соблюдать меры безопасности при выполнении своей работы, – рассказывает Виктор. 

В учебном классе, где получают знания молодые специалисты, мне наглядно показали, насколько сложным и неоднозначным может быть труд взрывотехника. На полках лежат пачка сигарет, детская игрушка, книга, фотоаппарат – все это примеры самодельных взрывных устройств.

– Сейчас мы больше работаем с СВУ. С найденными снарядами чаще всего работают военные саперы, которые уничтожают их на своем полигоне. Если перевозить опасно, то тогда  уничтожаем прямо на месте. В прежние годы часто находили гранаты системы Миллса, которые использовались в Первой мировой и завезены были в Сибирь в годы Гражданской войны. Их довольно часто находили в Бурятии, – указывает на разделенную надвое гранату специалист. 

Как пояснил Виктор, по республике распространяется множество и современных боеприпасов, скорее всего, из бывших складов в Гусиноозерске, после того как в 2001 году там произошли взрывы при возгорании. 

– На такие вызовы мы тоже выезжали. Любители сбора цветных металлов пытаются вскрыть их, пилят болгарками, ножовками, получают сильные телесные повреждения, вплоть до летального исхода. Мы работаем с населением в плане информирования и призываем не совершать подобных необдуманных поступков, – отмечает взрывотехник. 

Недетская шалость

Показали мне принцип работы на деле. Не так давно отряд выезжал на очередной вызов, который в Бурятии случается все чаще. Эвакуировали четыре торговых центра Улан-Удэ: Capital Mall, «Мед», «Форум» и «Два кита». Потому машина в гараже, куда мы переместились, стояла полностью подготовленная и укомплектованная. На полках в больших блестящих чемоданах расположился главный инструмент взрывотехника. 

– Мы используем различные средства – от пассатижей до разрушителей. Разрушителями разных типов уничтожаются СВУ, – делится Виктор. 

Машина у них полностью оборудована. На случай долгих поездок и затяжных заданий есть даже холодильник и микроволновка, так что к любым условиям готовы. Огорчает лишь то, что ложные вызовы тревожат подразделения все чаще и они давно перестали быть детской шалостью. 

– Звонки поступают из-за рубежа для того, чтобы внести сумятицу в нашу жизнь, работу. Любой выезд в такие крупные объекты, как торговый центр, приводит к убыткам как со стороны владельцев ТЦ, так и со стороны Росгвардии. Это отвлечение сил и средств скорой медпомощи, пожарных, медицины катастроф. Проигнорировать сигнал мы не можем ни в коем случае. С началом СВО это происходит практически ежемесячно. Нам это жить не мешает, а работы добавляет, – комментирует Виктор. 

23 взрывных устройства в подвале

На территории базы были еще несколько объектов, которые я не сразу заметила. Часовня и дуган стояли по бокам мемориала, который бойцы возвели по собственному желанию, как дань уважения и памяти тем, кого с ними больше нет. На табличках имена друзей и коллег, погибших при исполнении служебного долга, с которыми наш герой предотвратил немало опасных ситуаций здесь, в Бурятии. 

– Раньше даже в пределах города мы довольно часто уничтожали взрывные устройства. Помнится, еще года два назад выезжали в поселок Энергетик. Там у мужчины было обнаружено самодельное взрывное устройство, которым он угрожал кому-то. Провели эвакуацию, а после уничтожили СВУ на месте. И уже потом установили, что это был муляж, за которое мужчина все равно был привлечен к уголовной ответственности. Еще, кажется, в 2021 году, в доме на улице Клыпина в подвале у одного из жителей были обнаружены 23 самодельных взрывных устройства. И, как позже выяснилось, только несколько из них могли причинить реальный вред здоровью человека, но мы сначала этого не знали и работали крайне аккуратно. Как позже рассказал мужчина, создавал он их для того, чтобы отбиваться от бандитов, – вспоминает взрывотехник.

Совсем не киношная история

И все же единственный оставшийся вопрос мучил меня на протяжении долгого времени нашей беседы: «А что же тогда показывают в фильмах?» 

– На самом деле в фильмах все приукрашено. Когда мы обнаруживаем взрывное устройство, то стоит задача уничтожить его штатными средствами разрушения. Не нужно перерезать никакой проводочек у детонатора, ломать голову, «красный или синий», следить за таймером. Там ведь всегда секунды остаются, он перерезает нужный провод, и все – победили. Такого, конечно, нет у нас. У меня чаще всего вызывают улыбку подобные сцены, – рассказывает Виктор. 

Примечательно, что семья нашего героя, как он сам рассказал, практически не знает ничего о том, чем он занимается. 

– Деталей я не рассказываю, поскольку касается это только меня. Они в меня верят, в наших сотрудников, которые работают вместе со мной. Потому тревожить их лишний раз смысла нет, – заключает специалист. 

В конце нашей беседы вспомнила одну старую киношную шутку: «Настоящий мужчина на взрыв не смотрит» – и сразу же поняла ее несостоятельность. Смотреть на взрыв в жизни, пожалуй, что просто опасно.

Автор: Ольга Назимова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях