музыка
5027

В Улан-Удэ побывала популярная в России шансон-группа «Бумер»

Музыканты рассказали про свой творческий путь, как выступали в колониях и зоне спецоперации для бойцов из Бурятии

Фото: А. Алексеев

В Улан-Удэ побывала с концертом (18+) знаменитая группа «Бумер», выступающая в жанре шансон. Их песни вы хотя бы раз в жизни слышали в такси, в ресторане, на дискотеке в клубе или просто из чьего-то распахнутого окна.

Перед концертом с участниками группы побеседовал журналист «Информ Полиса» и узнал, как коллектив пережил потерю своего идейного вдохновителя, как после смерти создателя «Бумера» его голосом научился петь звукорежиссёр, а также музыканты рассказали о своих концертах для заключённых и участников СВО.

Тяжёлая утрата

Группа «Бумер» появилась на свет в 2005 году. Создал её уроженец Омска продюсер и композитор Юрий Надыктов, больше известный под сценической фамилией Алмазов.

Коллектив занял весомое место в русском шансоне, диски с их песнями разлетались по всей стране. Даже тот, кто никогда не был поклонником шансона, наверняка где-то да слышал такие хиты «Бумера», как «Не плачь», «Москва — Магадан», «Белый пух», «А в парках городских», «Караван» и другие. Все они исполнены голосом Юрия Алмазова со свойственной ему хрипотой.

14 ноября 2019 года Юрий Алмазов скоропостижно скончался от сердечного приступа. Ему было всего 50 лет...

Решение о том, что группа «Бумер» будет существовать дальше, принял сын Юрия, Никита. Через три месяца после смерти отца он объявил в интернете кастинг и стал получать множество демозаписей со всей страны. Но всё было не то. Вскоре ему указали на звукорежиссёра группы, 56-летнего Игоря Кулинича, который оказался идеальным кандидатом в вокалисты «Бумера».

4 октября группа «Бумер» в составе двух человек — вокалиста Игоря Кулинича и гитариста Петра Шнайдера — впервые приехала в Улан-Удэ. На концерте легенды шансона исполнили все свои хиты. Но самое удивительное, что голос Игоря практически невозможно было отличить от голоса Юрия. Удивительно точно певец уловил все интонации и манеру исполнения Алмазова. Уверен, если бы зрители не знали о смерти Юрия и не имели бы понятия, как он выглядит, этой замены многие и не поняли бы.

Были знакомы 30 лет

В эксклюзивном интервью «Информ Полису» музыканты рассказали о своём интересном творческом пути.

Началась наша беседа с впечатлений о городе, куда музыканты приехали впервые.

— Думали, что Улан-Удэ будет похож на старый советский город, где всё плохо, но он оказался приятным городом. Чувствуешь себя здесь хорошо. Хороший, чистенький, архитектура приятная, — делится впечатлениями Пётр Шнайдер. — «Голову Ленина» посмотрели. Куда ж тело-то унесли? Наверное, внизу, под землёй.

Пётр занимался музыкой с детства и целенаправленно развивался в этом направлении искусства. Некоторое время он играл в родном Красноярске в таких группах, как «Яхонт» и «Амальгама». Переехав в Москву, выступал в «Рок-Ателье» с Крисом Кельми и ансамбле «Синяя птица».

С 2017 года Пётр гитарист группы «Бумер». Но с её создателем он, сам того не подозревая, познакомился ещё за 30 лет до этого.

— В 1988 году я играл в одной популярной группе в Красноярске, и Юрий как-то к нам на репетицию «заплыл». Он моложе меня был и любил диско-музыку. Я его запомнил потому, что он постоянно нам говорил: «Пацаны, бочка (один из самых громких звуков в электронной танцевальной музыке. — Прим. авт.) ровной должна быть». Я его этим и запомнил, как он меня мучил с этой бочкой. А второй раз встретил его в 2017 году, когда работал в коллективе «Синяя птица». Мы ездили в ЛНР вместе, в Ровеньки, где День города был. Там вечерком после концерта оказались за одним столом. Юра спросил: «Ты откуда?» Я ответил, что из Красноярска. Он спросил, знаю ли я рок-группу «Амальгама», я ответил, конечно, знаю, ведь я в ней играл. Он не поверил, и мы закусились с ним слегка, давай звонить друзьям-знакомым, и оказалось, что мы ещё и знакомы. И вот с того времени я работаю в коллективе «Бумер», — вспоминает Пётр Шнайдер.

«Когда занимался вокалом, просто плакал»

Жизнь Игоря Кулинича тоже была связана с музыкой. Сначала гитара во дворе, потом ансамбль в армии, затем работа на севере, где помимо основной деятельности он сутками пропадал в Доме культуры. Там же были и музыкальные разъезды по рабочим управлениям.

Потом два года Игорь проработал звукорежиссёром в Донецке, после жил в Москве, трудился в музыкальном магазине и занимался прокатом звукового оборудования.

— С Юрой меня познакомил известный звукорежиссёр Дима Кайзер. И Юра после первого же совместного проекта позвал меня на постоянную работу. И потихоньку я совмещал деятельность в «Бумере» с прокатами. Так с 2010-го по 2019-й и работали, — рассказывает Игорь Кулинич. — И после последней поездки пожали друг другу руки, Юрочку, как обычно, до подъезда взглядом проводил, он поднялся домой, с женой посидел немножко, уснул и не проснулся...

Когда поступило предложение занять место Юрия у микрофона, Игорь долго думал.

— Включил микрофон, записал куплет и припев песни, которая на слуху была, отправил Никите. Через 20 минут он пишет: «Ну всё, мы нашли солиста». Я говорю: «Да ладно! Кого?» — с улыбкой вспоминает исполнитель. — Это был достаточно серьёзный вызов — и моральный в том числе, потому что мне уже не 18 лет и я думаю о том, чтобы всё было достойно, по-настоящему и органично. Обычно люди в это время на пенсию отправляются.

Над вокалом Игорь Кулинич работал год. Как раз тогда в стране началась пандемия коронавируса, музыкант переехал с женой на дачу и всё свободное время посвящал работе над голосом.

— Непросто было, одним словом, — признаётся он. — Плюс морально очень тяжело петь за человека, с которым ты десять лет отработал. А первое время, когда дома занимался вокалом, просто плакал, потому что было не по себе сначала. Но потом потихоньку привыкаешь, жизнь идёт, раны затягиваются душевные. Лёгкая тоска остаётся, но ничего, живём. Пока тянем это дело, память живёт о человеке.

«Всякую фигню люди писали»

Своего друга музыканты вспоминают как доброго и весёлого человека.

— Очень музыкальный человек был, великолепно знал и поп-музыку, и электронную, и рок. Коллекционировал винил. Любил Высоцкого. Много времени посвятил обучению писать тексты именно шансона. По приезде в Москву он практически два года по несколько раз в неделю ездил к Михаилу Таничу. Тот объяснял ему, как нужно делать, как правильно будет выглядеть строчка в стихе, чтобы она и вес имела, и сработала, — поведал Кулинич.

После трагических событий поклонников у группы меньше не стало. Многие после концерта делятся отзывами о том, что не почувствовали никакого отличия от исполнения Алмазова. Однако были и те, кто говорил: «Бумер» уже не тот».

— Конечно, люди привыкли Юрку слушать, а тут бац — какие-то другие люди поют. Поначалу было довольно сложно, особенно первые концерты и первые отзывы. Мы видим, что люди нам пишут: «Это не Юра, это какая-то шляпа», да всякую фигню люди писали. Но со временем всё становится на свои места. Как правило, мы этих людей приглашаем на концерт. Готовы даже их бесплатно завести, чтобы посмотрели и послушали, — говорит Пётр Шнайдер.

— У нас был в Комсомольске-на-Амуре человек, с которым мы потом познакомились, — продолжает Игорь Кулинич. — Он месяца полтора думал, идти или не идти на концерт, потому что читал отзывы. Решил так: лучше один раз схожу, посмотрю, пойму, что это не то, и нафиг этот «Бумер». А после концерта мы пообщались, пожали руки, и он сказал, что нет никакого диссонанса в том, что это не Юра. Теперь понял, что нужно своё мнение иметь.

Шансон жив?

После ухода из жизни Юрия группа записала один альбом, сейчас к выходу готовится второй. На создание песен, по словам участников группы, вдохновляет жизнь.

— Вышел на улицу: бабушка стоит, пацан что-то делает. Кто-то в шоколаде живёт, кто-то — на дне, кто-то — в тюрьме. И всё это наши люди, обо всех нужно петь и для всех нужно петь, — отметил Пётр Шнайдер.

Как известно, слово «шансон» в переводе с французского «песня». И если там это песня в основном о любви, то в русской музыке, как правило, о тяжёлой жизни и местах лишения свободы. 

— У французов шансон — это песня. А наш традиционный шансон, к которому мы привыкли, — это Аркадий Северный, братья Жемчужные. Сейчас же просто всех приравняли, ведь это индустрия заработка денег, и все ломятся в шансон, кому не лень, потому что хорошо продаётся, — уверен гитарист «Бумера».

Однако при всём при этом в России практически не появляется новых имён в этом жанре. Значит ли это, что жанр погибает?

— Если кто-то новый, крепкий и серьёзный, появится, я только захлопаю в ладоши, если это будет настоящий шансон, а не попса с парочкой приблатнённых слов, — подчёркивает вокалист группы. — Наверное, надо, чтобы человек имел за плечами определённый опыт, чтобы что-то написать. Может, в будущем будет какая-то другая музыкальная форма, потому что жизнь движется. Что-то, вероятно, замрёт в каком-то виде, появится какой-то жанр на стыке рэпа и шансона. Но пока существует обычная акустическая гитара и пока находится тот, кто по подъездам брякает дворовые песни, перепевая тот шансон, который есть, наверняка будут появляться какие-то новые песни. Они, наверное, есть, просто мы об этом ещё не знаем.

«Люди там ходят по краю»

Кроме концертов в клубах, ресторанах и на танцплощадках, музыканты выступают и в местах лишения свободы. По словам директора группы «Бумер» Ивана Лушникова, как правило, специально туда никто не ездит, обычно проездом. В последнее время на зону музыканты давно не ездили, так как не было гастролей, да и с администрациями колоний согласовывать выступления стало сложнее.

— Перед одним концертом там мы с Юрой на сцене копаемся, подходит 67-летний мужичок, помощь предлагает, настаивает, ходит возле нас. Мы потом спросили у администрации, кто это. Оказалось, бывший какой-то экономист, который украл баснословные деньги и теперь назначен директором этого клуба. Ему хоть как-то хочется поучаствовать, — вспоминает гастрольный случай Игорь Кулинич. — Мы заулыбались, но поняли, что любой приезд артиста в места заключения нужен. Юра, когда начал там петь, на второй песне, смотрю, давится. Вид зала не оставляет равнодушным.

«Бумер» регулярно принимает участие и в поездках с концертами на территорию проведения спецоперации. Все участники группы награждены государственными медалями от Минобороны. В прошлом году они побывали с выступлениями на СВО четыре раза, в этом году пока один. В начале сентября «Бумер» неделю ездил по подразделениям 29-й общевойсковой армии, где как раз служат бойцы из Бурятии и Забайкалья.

— Там очень серьёзные мужики. Мы выступали перед военными, которые три дня назад вышли с передовой, штурмовиками. Они расположились под деревьями, а потом кто-то сказал: «Братан, давай про Читу!» И выяснилось, что там читинских человек десять, — рассказывает Игорь Кулинич. — Ты приезжаешь туда и понимаешь, что люди там ходят по краю. Но нужно туда ездить. Первый раз съездил и видишь реакцию этих мужиков. Если нужно, ещё поедем. Хоть какую-то помощь мы можем оказать, тем более что для людей это важно. Они сели на полчаса, расслабились, вспомнили дом. Для них это как форточка открылась.

В Улан-Удэ концерт «Бумера» прошёл с аншлагом. Сотни мужчин и девушек танцевали под нестареющие хиты шансона, подпевали знаменитые песни и благодарили группу за визит в наш город. Музыканты же, отыграв двухчасовую программу, низко поклонились и пообещали вернуться сюда вновь.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях