мошенничество
2934

Семь способов защиты от телефонного и интернет-мошенничества

Эксперты рассказали, как не попасться на уловки аферистов

Новости об обманутых интернет-мошенниками жителей Бурятии и новых способах киберпреступлений появляются почти ежедневно. Только в октябре было несколько крупных случаев телефонного и интернет-мошенничества. Так, улан-удэнец набрал кредитов на три миллиона и перевел все деньги мошенникам. Стоит еще раз вспомнить, как обманывают кибермошенники, как их вычислить и как защитить свои аккаунты от взлома. Подробнее в этом разберёмся с экспертами экосистемы МТС. 

«Проголосуй за моего ребенка»

Новый способ украсть аккаунт. В Telegram прилетает сообщение от знакомого в духе «Ань, привет! Проголосуй за Оленьку в конкурсе рисунков». И следом ссылка, на которую нужно кликнуть. Никогда не открывайте ее, если не хотите подарить свой аккаунт мошенникам. 

При переходе по ссылке действительно открывается страница с рисунками. Но если нажать на «проголосовать», появляется окно с просьбой ввести номер телефона, чтобы подтвердить голос. Затем бот просит ввести высланный код авторизации. На самом же деле, это и есть код для доступа к Telegram-аккаунту. Как только человек вводит его, мошенники получают доступ к аккаунту. Ну, а дальше от имени взломанного пользователя аферисты рассылают то же сообщение всем его контактам. 

Звонок «сотрудника» банка

Это самая классическая схема, которая все еще работает. Звонок сотрудника службы безопасности, который уверяет, что кто-то оформляет на ваше имя кредит. Спасти ситуацию могут только данные вашей банковской карты — пин-код, номер карты или CVC-код. «Спасать» деньги по телефону любят не только подставные сотрудники банков. Не забывайте также про «следователей», «полицейских» и других персонажей правоохранительных органов. 

Кража личного кабинета на Госуслугах

Приходят звонки по WhatsApp с «картинкой» госуслуг или вам звонит «сотрудник» центрального госархива и говорит, что некие запрошенные документы на ваше имя готовы. Остается только ввести в программу код подтверждения, который придет SMS-сообщением от Госуслуг. 

На самом же деле мошенники заходят на портал Госуслуг, выбирают функцию «Забыл пароль», вводят номер телефона жертвы и жмут кнопку «Восстановить доступ». А когда вы называете четыре цифры из SMS от Госуслуг, получают доступ к вашему профилю. После этого меняют ваши номер телефона и e-mail, чтобы никаких уведомлений не приходило. Получив доступ к аккаунту, мошенники могут совершать любые сделки — вплоть до отчуждения квартир. 

Что делать, чтобы обезопасить себя?

  • Применяйте двухфакторную аутентификацию. В этом случае для входа в соцсети, банковские приложения или разные интернет-сервисы вы будете вводить не только обычный пароль, но и одноразовый код из SMS.
  • Регулярно меняйте пароли. Специалисты по IT-безопасности советуют менять их раз в 3-6 месяцев. Они не должны быть простыми. Нельзя использовать дату рождения, имена, одинаковые или последовательно идущие на клавиатуре символы вроде qwerty. Чтобы не держать десятки паролей в голове и не записывать их в блокноте, используйте менеджер паролей. Это как электронный сейф, где хранятся логины и пароли от разных сервисов.
  • Обращайте внимание на запросы приложений. Читайте подробное описание, прежде чем скачивать их. Зачем какой-нибудь игре данные об аккаунтах, SMS или вашем местоположении?
  • Не переходите по сомнительным ссылкам. И не открывайте прикрепленные файлы из ненадежных источников.
  • Установите на SIM-карту пин-код. Если у вас украли телефон, мошенники могут вставить симку в другой смартфон и украсть деньги. Здесь не поможет даже двухфакторная аутентификация. Установить пароль на симку можно в настройках.
  • Установите дополнительные опции, которые предлагают все операторы. Например, у МТС есть функция «Защитник». Это умная программа, которая распознает звонки от мошенников и автоматически их блокирует. После каждого подозрительного вызова вам приходит смс-отчет.
  • Обсудите то, о чем вы узнали из этого текста с семьей. Особенно с детьми и пожилыми родственниками. 

«Цель мошенников - получить у человека код для входа в его личный кабинет и установить переадресацию, либо уговорить подключить её самостоятельно. Мошенники также умело пользуются новостями, чтобы сделать ложь более правдоподобной - ссылаются на новые законы, праздники, политику. Часто обман строится на страхе лишиться денег - жертве сообщают о блокировке или аресте счёта. Также звонят и пишут «финансовые инспекторы», «сотрудники службы безопасности», «основатели криптовалютных бирж» и другие. Современные сервисы позволяют не только узнать, не снимая трубку, что звонок является подозрительным, но и заблокировать нежелательных собеседников. Для этого нужно подключить функцию «Защитник» от МТС или оформить подписку МТС Premium, в которую уже входит защита от звонков спамеров и мошенников», — рассказал директор МТС в Республике Бурятия Жанна Дорошова.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях